Ерёмин Борис Николаевич (6 марта 1913, Саратов — 4 апреля 2005, Москва) — заместитель командира 6-й гвардейской истребительной авиадивизии (5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии подполковник; генерал-лейтенант авиации в отставке. Герой Советского Союза.
Биография
Родился 6 марта 1913 года в городе Саратове в семье рабочего. Русский. Окончил 9 классов. Работал токарем на Саратовском машиностроительном заводе, московском заводе «Серп и молот».
Служба в Красной Армии до Великой Отечественной войны
В Красной Армии с 1931 года. В 1939 году окончил Читинскую, а в 1940 году — Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А. Ф. Мясникова. Участник боёв с японскими милитаристами у озера Хасан в 1938 году.
Великая Отечественная война
На фронте — с июня 1941 года. В годы Великой Отечественной войны Ерёмин в боях под Одессой, Днепропетровском, в Харькове, Сталинграде, Ростове-на-Дону, в Крыму, Польше, Румынии, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Австрии, Германии.
Начало войны
В марте 1942 года под Харьковом за героический воздушный бой «7 против 25» как командир авиационной эскадрильи удостоен ордена Красного Знамени.
Сталинградская битва
В Сталинградской битве принимал участие от начала до конца. До сентября 1942 года был командиром истребительной авиаэскадрильи 8-й воздушной армии Сталинградского фронта. С сентября 1942 — заместитель командира истребительного авиаполка 8-й воздушной армии, группа «асов». С ноября 1942 — командир 31-го гвардейского истребительного авиаполка 8-й воздушной армии. За участие в Сталинградской битве награждён вторым орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда».
Як-1 (1943—лето 1944)
Борис Николаевич Ерёмин воевал на персонально вручённых ему двух истребителях Як-1 и Як-3, построенных на деньги колхозника Ферапонта Головатого.
В декабре 1942 года, в Саратове, самолёт Як-1б был торжественно передан майору Борису Ерёмину, воевавшему под Сталинградом. К тому времени он уже имел на своём счету 7 самолётов врага, сбитых лично и в группе с товарищами, и был награждён двумя орденами Красного Знамени. На борту самолёта была надпись:
Лётчику Сталинградского фронта Гвардии Майору тов. Ерёмину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатова. |
На этом самолёте Ерёмин дошёл от Сталинграда до Крыма, одержал не одну победу в воздухе и ни разу не был сбит. После освобождения Севастополя самолёт передан в краеведческий музей города Саратова, по просьбе жителей города. С 1991 года единственный сохранившийся до наших дней самолёт-истребитель Як-1б экспонируется в Саратовском государственном музее боевой славы, расположенном в Парке Победы на Соколовой горе.
Як-3 (лето 1944—1945)
29 мая 1944 года на саратовском аэродроме гвардии майор Ерёмин получил новый самолёт, на это раз истребитель Як-3, приобретённый на средства Ферапонта Головатого. На борту была надпись:
От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт на окончательный разгром врага! |
На этом самолёте Ерёмин воевал до Победы, последний самолёт сбил в небе Чехословакии.
Як-3 Ерёмина хранился в музее ОКБ А. С. Яковлева, до декабря 2014 года находился в г. Санта-Моника, штат Калифорния.
Итоги
Всего за период Великой Отечественной войны произвел 342 боевых вылета, из них:
- свыше 100 штурмовок наземных войск противника;
- 117 вылетов на разведку:
- 102 результативных воздушных разведки на самолётах истребителях «И-16», «Як-1»;
- провёл 70 воздушных боёв:
- сбил 23 самолёта противника (14 из них были уничтожены на двух дарственных самолётах, вручённых Ф. П. Головатым);
- 8 самолётов лично;
- 15 — в группе.
- сбил 23 самолёта противника (14 из них были уничтожены на двух дарственных самолётах, вручённых Ф. П. Головатым);
В боях дважды ранен. Два раза его самолёт был сбит. Из горящего самолёта прыгал с парашютом.