Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ермолаев, Александр Павлович

Ермолаев, Александр Павлович

Архитектура

День рождения 10 июля 1941

Павлович Ермолаев, архитектор, дизайнер, искусствовед, художник, профессор «МАРХИ»


Александр Павлович Ермолаев, архитектор, дизайнер, искусствовед, художник, профессор «МАРХИ».

Эксперт совета по присуждению премии в области дизайна при Президенте РФ.

Биография

Родился 10 июля 1941, в Москве. Учился в Архитектурном институте в Москве на факультете Промышленной архитектуры. Открыл для себя импрессионизм, Сезанна, фовистов, Кандинского, Малевича, Татлина, Мондриана, конструктивизм, Пикассо, Дейнеку. В 60-х состоялось знакомство с абстрактным экспрессионизмом и поп-артом США. С этого времени не расстается с фотоаппаратом. Фотографирует обыденность, банальности, отыскивая в них композиционный строй и связи с вечными ценностями.

С 1965 по 1966 работает в мастерской Элия Белютина. Первые опыты «искусства технологии» и минималарта, далее непрерывное станковое творчество.

С 1969 года работает над диссертацией на тему «Проектная антропология» под крышей ВНИИ технической эстетики, знакомство с уникальными личностями: Л.Жадовой, А.Дороговым, Г.Щедровицким, О.Генисаретским, внутреннее освоение ценностей проектно художественного сознания, формирование идеи «пропедевтического дизайна».

с 1978 и по сей день преподает в Московском Архитектурном институте. Последние двадцать лет в качестве профессора кафедры «дизайн архитектурной среды», руководителя экспериментальной учебной студии кафедры. Работает в русле поисков неортодоксальных форм развития дизайнерского сознания.

В 1980 организует творческую студию ТАФ (театр архитектурной формы), суть которого был широкий взгляд на актуальные проблемы проектной пластики. Сегодня это независимая дизайнерская мастерская-таф, разрабатывающая и реализующая идеи спонтанно-экологического проектно-художественного творчества в русле «культуры выживания» и «искусства-до-искусства» - протокультуры.

1986-90 - работа с детьми и их родителями в студии «СТАРТ» при Доме Архитектора;

2000-06 - член экспертного совета по присуждению премии в области дизайна при Президенте РФ.

То, что делает Ермолаев - не концептуальное искусство, не поучительство, не открытия. Может быть, это более или менее, технически обеспеченные игры с материалами, техниками, смыслами, предметами. Одни предметы остаются практически в том качестве, в котором они найдены автором, другие соединяются в «крашеные композиции из дерева»; третьи: непритязательные эскизы разного времени, – оказываются поводом для новых композиций к актуальной выставке.

Тенденция: максимальное освобождение от сюжетности, изобразительности, идеологичности, освоение почти готовых природных подсказок, использование найденных объектов, внимание к нечаянным (неожиданным) вдохновениям, работа на границе мысли и чувства.

Работы последних лет не «воплощают» какие-либо замыслы, проекты возникают нечаянно, непреднамеренно, в связи с непосредственными, чувственными реакциями на звучащие голоса материалов природы или молчаливые артефакты. Значимые характеристики его работ: эскизность, прямолинейность, естественность, простота, брутальность, роднящие их с явлениями архаического, докультурного времени. Г.Курьерова определяет художественную систему Ермолаева как «метафизический сенсуализм», предполагающий чувственно-телесный тип непосредственною понимания-соучастия. Сам Александр Павлович означает себя как экоминималист, который, не отказывая себе в удовольствии создавать руками нечто материальное и визуально-определённое, стремится к тому, чтобы не оставлять следов, не вносить дополнительную невнятицу в разрушающуюся мировую гармонию, работать с тем, что предлагает каждый раз новая, неповторимая, непредсказуемая, провоцирующая к творчеству реальность. Видимо, поэтому, своё творчество он определяет как посредническое, увиденное «глазами природы».

Творчество и выставки

  • 1960 - станковое творчество;
  • 1965-66 - мастерская Элия Белютина;
  • 1969-72 - диссертация на тему «Проектная антропология» во ВНИИ технической эстетики;
  • 1971-74 - «Сенежская студия» Союза художников СССР в содружестве с Е.Розенблюмом, М.Коником, В. Глазычевым;
  • 1976 - организатор выставки «Дизайн молодежной среды» в Ермолаевском переулке в Москве, серия прост. оборуд. из бруса 4x4 см.: стол, стул, стеллаж.;
  • 1978 - организатор и участник выставки «Дизайн для города»; формирует концепцию «Дизайн для выживания»;
  • 1979 – организовал творческую студию ТАФ (Театр Архитектурной Формы);
  • 1983 - собственные и заказные выставки экспозиции, фрагменты городской среды в различных городах России;
  • 1988 - «Поэзия случайности» в МАРХИ, серьезная демонстрация эстетики спонтанности.
  • 1988 - «Вторая выставка сегодняшнего художественного сознания» в Московской галерее «МАРС». Показал отдельные работы цикла «выбранные объекты».
  • 1991 - «Искусство коллекционирования», совместно с М. Элькониной и Б. Михайловым в галерее «МАНЕЖ»
  • 1991 - «Искусство выбора» в Московской галерее «На Солянке».
  • 1998 - «Искусство коллекционирования», совместно с М. Элькониной и Б.Михайловым в галерее «МАНЕЖ».
  • 2000 - «Чистилище» в ЦДХ на Художественном Салоне-2000; «Протокультура» в Музее и общ. центре имени Андрея Сахарова
  • 2001 - «Протокультура» в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова.
  • 2004 - «Иммунитет против иллюзий» в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова.
  • 2007 - «Протоформы» в музее архитектуры имени А.Щусева.

Ключевые публикации и награды:

  • 2004 - Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер. Имена, суждения, анализы;
  • 2002 - Союз дизайнеров РФ: проф. стандарт «Высокий дизайн» (сертификат присвоен студии);
  • 1999 - Диплом лауреата Российского национального приза в области дизайна «Виктория» за лучшую работу в номинации «Дизайн-теория», за книгу «Словарь для работы дизайнера в XXI веке»;
  • 1999 - Приз Академии графического дизайна: за чистое и точное графическое решение книги «Словарь для работы дизайнера в XXI веке»
  • 1999 - Cоздатель журнала «Вещь»; разработка и реализация идеи спонтанно-экологического проектно-художественного творчества в русле «культуры выживания» и «искусства-до-искусства» - протокультуры»;
  • 1998 - Словарь для работы дизайнера в XXI веке,

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ