Александр Павлович Ермолаев, архитектор, дизайнер, искусствовед, художник, профессор «МАРХИ».
Эксперт совета по присуждению премии в области дизайна при Президенте РФ.
Биография
Родился 10 июля 1941, в Москве. Учился в Архитектурном институте в Москве на факультете Промышленной архитектуры. Открыл для себя импрессионизм, Сезанна, фовистов, Кандинского, Малевича, Татлина, Мондриана, конструктивизм, Пикассо, Дейнеку. В 60-х состоялось знакомство с абстрактным экспрессионизмом и поп-артом США. С этого времени не расстается с фотоаппаратом. Фотографирует обыденность, банальности, отыскивая в них композиционный строй и связи с вечными ценностями.
С 1965 по 1966 работает в мастерской Элия Белютина. Первые опыты «искусства технологии» и минималарта, далее непрерывное станковое творчество.
С 1969 года работает над диссертацией на тему «Проектная антропология» под крышей ВНИИ технической эстетики, знакомство с уникальными личностями: Л.Жадовой, А.Дороговым, Г.Щедровицким, О.Генисаретским, внутреннее освоение ценностей проектно художественного сознания, формирование идеи «пропедевтического дизайна».
с 1978 и по сей день преподает в Московском Архитектурном институте. Последние двадцать лет в качестве профессора кафедры «дизайн архитектурной среды», руководителя экспериментальной учебной студии кафедры. Работает в русле поисков неортодоксальных форм развития дизайнерского сознания.
В 1980 организует творческую студию ТАФ (театр архитектурной формы), суть которого был широкий взгляд на актуальные проблемы проектной пластики. Сегодня это независимая дизайнерская мастерская-таф, разрабатывающая и реализующая идеи спонтанно-экологического проектно-художественного творчества в русле «культуры выживания» и «искусства-до-искусства» - протокультуры.
1986-90 - работа с детьми и их родителями в студии «СТАРТ» при Доме Архитектора;
2000-06 - член экспертного совета по присуждению премии в области дизайна при Президенте РФ.
То, что делает Ермолаев - не концептуальное искусство, не поучительство, не открытия. Может быть, это более или менее, технически обеспеченные игры с материалами, техниками, смыслами, предметами. Одни предметы остаются практически в том качестве, в котором они найдены автором, другие соединяются в «крашеные композиции из дерева»; третьи: непритязательные эскизы разного времени, – оказываются поводом для новых композиций к актуальной выставке.
Тенденция: максимальное освобождение от сюжетности, изобразительности, идеологичности, освоение почти готовых природных подсказок, использование найденных объектов, внимание к нечаянным (неожиданным) вдохновениям, работа на границе мысли и чувства.
Работы последних лет не «воплощают» какие-либо замыслы, проекты возникают нечаянно, непреднамеренно, в связи с непосредственными, чувственными реакциями на звучащие голоса материалов природы или молчаливые артефакты. Значимые характеристики его работ: эскизность, прямолинейность, естественность, простота, брутальность, роднящие их с явлениями архаического, докультурного времени. Г.Курьерова определяет художественную систему Ермолаева как «метафизический сенсуализм», предполагающий чувственно-телесный тип непосредственною понимания-соучастия. Сам Александр Павлович означает себя как экоминималист, который, не отказывая себе в удовольствии создавать руками нечто материальное и визуально-определённое, стремится к тому, чтобы не оставлять следов, не вносить дополнительную невнятицу в разрушающуюся мировую гармонию, работать с тем, что предлагает каждый раз новая, неповторимая, непредсказуемая, провоцирующая к творчеству реальность. Видимо, поэтому, своё творчество он определяет как посредническое, увиденное «глазами природы».
Творчество и выставки
- 1960 - станковое творчество;
- 1965-66 - мастерская Элия Белютина;
- 1969-72 - диссертация на тему «Проектная антропология» во ВНИИ технической эстетики;
- 1971-74 - «Сенежская студия» Союза художников СССР в содружестве с Е.Розенблюмом, М.Коником, В. Глазычевым;
- 1976 - организатор выставки «Дизайн молодежной среды» в Ермолаевском переулке в Москве, серия прост. оборуд. из бруса 4x4 см.: стол, стул, стеллаж.;
- 1978 - организатор и участник выставки «Дизайн для города»; формирует концепцию «Дизайн для выживания»;
- 1979 – организовал творческую студию ТАФ (Театр Архитектурной Формы);
- 1983 - собственные и заказные выставки экспозиции, фрагменты городской среды в различных городах России;
- 1988 - «Поэзия случайности» в МАРХИ, серьезная демонстрация эстетики спонтанности.
- 1988 - «Вторая выставка сегодняшнего художественного сознания» в Московской галерее «МАРС». Показал отдельные работы цикла «выбранные объекты».
- 1991 - «Искусство коллекционирования», совместно с М. Элькониной и Б. Михайловым в галерее «МАНЕЖ»
- 1991 - «Искусство выбора» в Московской галерее «На Солянке».
- 1998 - «Искусство коллекционирования», совместно с М. Элькониной и Б.Михайловым в галерее «МАНЕЖ».
- 2000 - «Чистилище» в ЦДХ на Художественном Салоне-2000; «Протокультура» в Музее и общ. центре имени Андрея Сахарова
- 2001 - «Протокультура» в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова.
- 2004 - «Иммунитет против иллюзий» в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова.
- 2007 - «Протоформы» в музее архитектуры имени А.Щусева.
Ключевые публикации и награды:
- 2004 - Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер. Имена, суждения, анализы;
- 2002 - Союз дизайнеров РФ: проф. стандарт «Высокий дизайн» (сертификат присвоен студии);
- 1999 - Диплом лауреата Российского национального приза в области дизайна «Виктория» за лучшую работу в номинации «Дизайн-теория», за книгу «Словарь для работы дизайнера в XXI веке»;
- 1999 - Приз Академии графического дизайна: за чистое и точное графическое решение книги «Словарь для работы дизайнера в XXI веке»
- 1999 - Cоздатель журнала «Вещь»; разработка и реализация идеи спонтанно-экологического проектно-художественного творчества в русле «культуры выживания» и «искусства-до-искусства» - протокультуры»;
- 1998 - Словарь для работы дизайнера в XXI веке,