Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Жуковский, Владимир Ильич: биография

В. И. Жуковский является отцом-основателем философско-искусствоведческой научной школы в Красноярске, которая занимается разработкой вопросов теории и методологии истории искусства для отечественного и мирового искусствоведения, а также поддерживает прочную связь между академической искусствоведческой наукой и искусствоведческим образованием в классическом университете. Междисциплинарный подход В. И. Жуковского, осуществленный на основе оригинальной теории изобразительного искусства и теории художественного образа и впитавший в себя искусствоведение, философию, религиоведение и культурологию, позволил разработать новую методологию искусствознания, не имеющую аналогов в отечественной и мировой практике. В. И. Жуковским осуществляется изучение, с феноменологическим осмыслением, таких проблем и тем, как визуальное мышление в изобразительном искусстве; композиционная формула творений искусства и др. Согласно концепции В. И. Жуковского визуальное мышление есть одно из срединных звеньев между чувственной и рациональной сторонами духовного мира человека, которое основывается на пространственно-структурированных наглядных образах, а не на привычных словах естественного языка. Плодов такого мышления становится конкретная модель сущности, которая, в свою очередь, не сводится к непосредственной чувственной данности объекта, а искусственно создаётся на основе абстрактного мышления. В ходе исследований происходит раскрытие таких понятий, как «художественное творчество», «художественный образ», «художественный процесс», с последующим определением их сущностных особенностей. Рассматривается значимость в истории искусства наивысших его проявлений и достижений — шедевров искусства. Благодаря созданной концепции появилась возможность решать различные прикладные задачи, создавать предпосылки для встречи произведения искусства и зрителя, где произведение искусства раскрывает свою жизненную значимость, а зритель получает силы, чтобы жить и воплощать себя в качестве целостного человека.

В визуальном мышлении, как составной части синтетического мышления, В. И. Жуковский выделяет четыре функции феномена визуального мышления:

  1. гносеологическая
  2. онтологическая
  3. методологическая
  4. коммуникативная

Единство обозначенных функций повышает степень объективности содержания развивающегося знания и выявляет истинность знания до его проверки на практике.

В. И. Жуковский выделяет в произведениях искусства три особенности:

  1. «искусственность» (отличный от первой природы мир),
  2. «искусность» (демонстрация мастерства владения навыками и традициями)
  3. «искус» (заразительность контактом).

Шедевр искусства в понимании В. И. Жуковского это одновременно закрытая и открытая модель чувственно явленной сущности, а также неповторимое и свободное воплощение тождества имитационной и экспрессионной тенденций искусства в отдельном произведении. Композиционная формула шедевра выступает, как носитель общего рационального смысла художественной работы, который растворяясь в поверхности произведения, и проявляясь в каждой её первичной ячейке (одновременно принадлежа и не принадлежа ей), воплощает желаемую для художника сущность.

Лекционные курсы В. И. Жуковского отличаются законченностью, целостностью изложения, глубокой содержательностью, чрезвычайно интересны и надолго запоминаются. В. И. Жуковский относится к той истинной части профессуры, которая убеждена, что университет является местом для студентов и их образования. Не первый год работает творческая мастерская «Актуальные проблемы анализа художественного текста», где студенты имеют возможность обсуждать свои собственные работы о памятниках мирового изобразительного искусства, художественной критике, современных направлениях в области истории и теории искусства. Здесь В. И. Жуковский воспитал целую плеяду учёных.

Выступал в качестве руководитея творческого коллектива, подготовившего инновационный электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Всеобщая история искусства», включающий в себя учебную программу, курс лекций, методические указания к семинарским занятиям, банк тестовых заданий, презентационные материалы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ