Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Земюррэй, Сэмюэл

Земюррэй, Сэмюэл

Бизнесмены

18 января 1877 - 30 ноября 1961

американский бизнесмен и филантроп, который на протяжении многих лет возглавлял крупнейшие компании по торговле бананами в странах Центральной Америки и США


Сэмюэл Земюррэй (англ. Samuel Zemurray — Сэмьюэл Земаррэй; настоящее имя Шмил, или Самуил Давидович, Змура; 18 января 1877, Кишинёв Бессарабской губернии — 30 ноября 1961, Новый Орлеан, США) — американский бизнесмен и филантроп, который на протяжении многих лет возглавлял крупнейшие компании по торговле бананами в странах Центральной Америки и США.

Биография

Ранние годы

Сэмюэл Земюррэй родился под именем Шмил Змура в Кишинёве в бедной еврейской семье. В 1892 году его родители Давид Змура и Сара Блаузман перебрались через Атлантический океан и после кратковременного пребывания на Манхэттэне осели в городке Сельма на берегу реки Алабама в одноимённом штате. Вместо учёбы Сэмюэл (или Сэм) начал работать на различных подручных работах для поддержки семьи и через некоторое время занялся самостоятельной продажей фруктов с передвижного лотка. В 1899 году он переехал в городок Мобил в той же Алабаме, где продолжил заниматься продажей фруктов, главным образом бананов, уже в сети собственных фруктовых лавок.

Вскоре он занялся оптовой закупкой, доставкой и продажей бананов, сделал значительное состояние и переселился в Новый Орлеан. В 1900 году, вместе с партнёром Эшбелл Хаббардом из United Fruit Company, Земюррэй приобрёл два речных парохода и занялся перевозкой товара из банановых плантаций Гондураса с последующей продажей в Мобиле и Новом Орлеане. В 1910 году партнёры купили 5 тысяч акров банановых плантаций в Гондурасе и образовали Cuyamel Fruit Company, которую возглавил Земюррэй, получивший прозвище «Сэм — торговец бананами» (англ. Sam the Banana Man).

Компания завладела землёй в порту Омоа, где Земюррэй построил железную дорогу, магазины и таможенный санитарный городок. Это заложило почву для конфликта с Morgan Bank, который по договору между правительством США и несколькими латиноамериканскими странами о выплате долгов последних европейским странам имел право на налогообложение ввоза и вывоза торговой продукции. Государственный секретарь США Филандер Нокс (Philander C. Knox, 1853—1921) принял сторону Morgan Bank. Тогда Земюррэй помог субсидировать государственный переворот в Гондурасе, в результате которого к власти вновь пришёл бывший президент страны Мануэль Бонилла (Бонийя, 1849—1913), a конгресс страны отменил концессии европейским странам и Morgan Bank сроком на 25 лет.

Сэм Земюррэй беспрепятственно продолжил развитие банановой империи: построил специальную ирригационную систему, в 1922 году приобрёл новую компанию для грузовых первозок морем (Bluefields Fruit and Steamship Company) и всё более расширял торговлю. В 1929 году Cuyamel Fruit Company Земюррэя владела тринадцатью грузовыми пароходами, осуществлявшими перевозки между портами Гондураса, Никарагуа, Вест-Индии и Нового Орлеана; ему принадлежали плантации сахарного тростника и завод по его перегонке. Cuyamel Fruit Company и United Fruit были вовлечены в войну цен, в результате которой Земюррэю удалось продать свою компанию более крупной United Fruit Company в 1930 году за 300 тысяч акций последней, превратив его в крупнейшего держателя акций этой компании. Он также вошёл в совет директоров United Fruit Company. В это время его состояние оценивалось в 30 миллионов долларов и он отстранился от дел в Новом Орлеане, целиком отдавшись филантропической деятельности.

В United Fruit Company

В 1932 году после обвала рынков в разгар Великой депрессии дела компании значительно ухудшились и ушедший было на пенсию Сэм Земюррэй был избран её исполнительным директором, а в 1938 году президентом компании. В этой позиции ему удалось добиться соглашения с правительством Коста-Рики на развитие 3 тысяч акров банановых плантаций в этой стране, строительство железных дорог, верфей и хранилищ. Этот проект был закончен к 1942 году и Земюррэй распространил операции компании на перевозку и торговлю какао, управление самой крупной в мире частной флотилией грузовых пароходов, которая вскоре была вовлечена также в пассажирские и почтовые перевозки в Центральную и Южную Америку, Европу и Африку. В 1940 году компания владела 61 судном и фрахтовала 11, британской дочерней компании принадлежало ещё 23 корабля. В то же время единственный сын Земюррэя — Сэмюэл Е. Земюррэй-младший — погиб в ходе боевых действий во время Второй мировой войны.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ