Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Зеньковский, Василий Васильевич: биография

7 января 1944 года возведён в сан протоиерея.

В 1946 году во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949—1952 — благочинный приходов Парижского округа.

В 1953—1958 года — председатель Западноевропейского экзархата русских приходов, в связи с чем 7 января 1955 года возведён в сан протопресвитера.

Скончался 5 августа 1962 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Философская деятельность

Основной труд Василия Зеньковского — «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII—XX веков. Считал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. Обращал внимание на непрерывность русской философской традиции, сохраняющей, несмотря на несхожесть форм, своеобразное единство на всех этапах её развития. Значительное внимание уделял теме влияния западной мысли на русскую философию. Полагал, что,

приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности, например, русские учёные (Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие).

В то же время, по мнению Зеньковского,

в философии собственное творчество было всё же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то, что совершалось на Западе. Мощь же её собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина, а потом Жуковского, приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь — не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути — тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли.

Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию, причём он всегда стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека. Считал, что христианская философия должна иметь особую тему, отличающую её от догматики:

Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но в свете Христовом.

Б. Н. Тихомиров писал, что скромные по объему, но исключительно весомые по своей значимости работы о Достоевском из богатого литературного наследия В. В. Зеньковского вошли в «золотой фонд» отечественного достоеведения XX века.

Труды

  • Проблема психической причинности. — Киев, изд. ун-та св. Владимира, 1914. — VIII, 435 с.
  • Россия и православие. — Киев, 1915.
  • Психология детства. — Берлин : Русская книга, 1923. — 348 с. — Переизд.: Лейпциг : Сотрудник, 1924. (Текст)
  • Религиозное движение среди русской молодежи за границей.// Путь. — 1925. — № 1. — С. 121—127
  • Delacroix. La religion et la foi и др. книги.// Путь. — 1926. — № 2. — С. 149—152
  • Автономия и теономия.// Путь. — 1926. — № 3. — С. 46-64
  • Русские мыслители и Европа Париж, Ymca-press. — 1926. — 291 c.
  • Свобода и соборность.// Путь. — 1927. — № 7. — С. 3-22
  • Факты и наблюдения (психология современной молодежи).// Путь. — 1927. — № 8. — С. 73-88
  • Апологетика (рецензия).// Православная мысль. — 1928. — 1. — C. 219—222
  • Дар свободы. Париж, 1928.
  • О чуде. Париж, 1928.
  • Система культурного дуализма. Париж, 1929.
  • Съезд в Афинах.// Путь. — 1930. — № 22. — С. 116—125
  • Преодоление платонизма и проблема софийной твари.// Путь. — 1930. — № 24. — С. 3-40
  • Hoyle. The teaching of Karl Barth.// Путь. — 1931. — № 26. — С. 127—129
  • Г. В. Флоровский. Восточные Отцы IV-го века.// Путь. — 1931. — № 28. — С. 101—102
  • Pierre Lhande. Le Christ dans la Banlieue и Pierre Lhande. Le Dieu qui bouge.// Путь. — 1931. — № 28. — С. 102—104
  • H.О. Лосский: Ценность и бытие. Y.M.С.A. Press 1931.// Путь. — 1931. — № 30. — С. 110—111
  • Heiler. Im Ringer um die Kirche.// Путь. — 1931. — № 31. — С. 89-91
  • О значении воображения в духовной жизни.// Путь. — 1932. — № 32. — С. 90-102
  • Типы мировоззрений Н. О. Лосского.// Путь. — 1932. — № 32. — С. 107—109
  • Леонид А. Матвеев. Есть ли чудо?// Путь. — 1932. — № 33. — С. 76-77
  • Maritain. Le songe de Descartes 1932.// Путь. — 1932. — № 34. — С. 71-72
  • Facing a World Crisis (Report of World Committee of YMCA. 1932)// Путь. — 1932. — № 34. — С. 72-73
  • Проблема красоты в миросозерцании Достоевского.// Путь. — 1933. — № 37. — С. 36-60
  • E. Brunner. Der Mensch im Wiederspruch.// Путь. — 1934. — № 38. — С. 81-82
  • Кризис протестантизма в Германии.// Путь. — 1934. — № 42. — С. 56-67
  • Basil Mathews John R. Mott. World citizen.// Путь. — 1934. — № 43. — С. 82-83
  • Oecumenica.// Путь. — 1934. — № 44. — С. 75
  • Памяти проф. Г. И. Челпанова.// Путь. — 1936. — № 50. — С. 53-56
  • Irenikon.// Путь. — 1937. — № 53. — С. 85-86
  • Igor Smolitsch. Leben und Lehren der Starzen.// Путь. — 1937. — № 54. — С. 76-77
  • Зло в человеке.// Путь. — 1938. — № 56. — С. 19-36
  • Памяти Митрополита Евлогия// Православная мысль. — 1947. — 5. — C. 19-22
  • Чаадаев как религиозный мыслитель// Православная мысль. — 1947. — 5. — C. 75-94
  • История русской философии. Париж, YMCA-PRESS, Т. 1. 1948. — 470 с.; Т. 2. 1950 — 478 с.
  • Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. — М., 2001. — 880 с.
  • Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия)// Православная мысль. — 1951. — 8. — C. 35-46
  • Вера и знание.// Православие в жизни. — 1953. — С. 27-53
  • Принципы православной антропологии. Штутгарт, 1953 (на немецком языке)
  • Судьба халкидонских определений.// Православная мысль. — 1955. — 9. — C. 51-64
  • Идея всеединства Владимира Соловьева.// Православная мысль. — 1955. — 10. — C. 45-59
  • Наша эпоха. Париж, 1955.
  • На пороге зрелости. Париж, 1955.
  • Апологетика. Париж, 1957. — 262 с.
  • Русская педагогика в XX веке. Париж:, 1960.
  • Н. В. Гоголь. Париж, YMCA-press, 1961.
  • Основы христианской философии. Франкфурт, 1961—1964. Т. 1—2.
  • Е. В. Спекторский// Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. — С. 317—321
  • Педагогика. Клин, 2002.
  • Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002.
  • Церковь и школа.
  • Зеньковский В. В. Собрание сочинений. — Т. 1: О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912—1961), Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916—1957)
  • Зеньковский В. В. Пять месяцев у власти: Воспоминания / Под редакцией М. А. Колерова. М.: Издательский дом REGNUM, 2011. 648 с. (Серия «Исследования по истории русской мысли». Том 15). ISBN 987-5-91887-013-6 PDF

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ