Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ибн Исхак

Ибн Исхак

Историки

арабский историк, автор самой ранней биографии Мухаммеда, дошедшей до наших дней


Ибн Исхак (704, Медина — 768 или 767, Багдад) — арабский историк, автор самой ранней биографии Мухаммеда, дошедшей до наших дней.

Биография

Его полное имя: Мухаммад ибн Исхак ибн Йасар ибн Хияр (араб. ). Родился в Медине в 704 году. Его дед Йасар, который был христианином, стал одним из первых военнопленных из Ирака, которых привезли в Медину (согласно Мусабу аз-Зубайри). После принятия ислама он стал вольноотпущенником (мауля) Кайса ибн Махрамы. В детстве Ибн Исхак виделся со сподвижником Мухаммеда Анасом ибн Маликом.

Ибн Исхак собирал предания о жизни и военных походах Мухаммеда со слов мусульман, христиан и иудеев Медины. Из-за неприятностей, которые его постигли в этом городе, в 733 году Ибн Исхак переселился в Египет, в 737 году посетил Александрию, затем побывал в Куфе, Рее и Хире, где виделся с Абу Джафаром аль-Мансуром (аббасидский халиф в 754—775 годах), который предложил ему составить жизнеописание Мухаммеда. С 749 года проживал в Багдаде, где и был завершён этот труд.

Ибн Исхак умер в Багдаде и был похоронен на кладбище аль-Хайзуран (араб. ). В определении даты его смерти есть разногласия: он умер либо в 150 году по хиджре (767 год; Амр ибн Али, Ибрахим Нафтавейхи и др.), либо в 151 г. х. (768 год; аль-Хайсам ибн Ади, Ахмад ибн Халид аль-Вахби и др.), либо в 153 г. х. (770 год; Али ибн аль-Мадини, Яхья ибн Маин, Закрие ас-Саджи). БСЭ и Советская историческая энциклопедия определяют дату смерти 767—768 годами.

Научная деятельность

Magnum opus Ибн Исхака под названием «Сира расулу-Ллах» («Житие посланника Аллаха», араб. ), который является ценным источником по истории раннего ислама, был завершён в Багдаде и дошёл в редакции Ибн Хишама (ум. в 834).

Ибн Исхак передавал хадисы со слов многих мухаддисов и улемов того времени, среди них: его отец Исхак ибн Йасар, его дядя Муса ибн Йасар, Абан ибн Усман ибн Аффан, Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тайми, Абу Джафар Мухаммад аль-Бакир, Макхуль, Ибн Шихаб аз-Зухри, Икрима ибн Халид аль-Махзуми и мн. др. От него передавали хадисы Абу Авана аль-Ваддах, Шу’ба ибн аль-Хаджжадж, Суфьян ас-Саури, Ибн Аун, Суфьян ибн Уяйна и др.

Оценки личности

Большинство традиционалистов II—III веков по хиджре считало Ибн Исхака надёжным передатчиком хадисов и особенно преданий о военных походах арабов в первые десятилетия хиджры. С похвалой о нём отзывались Ибн Шихаб аз-Зухри, Суфьян ибн Уяйна, Шу’ба ибн аль-Хаджжадж, Ахмад ибн Ханбаль и Яхья ибн Маин. Подытоживая мнения предшественников, Ибн Халликан писал: «Большинство ученых считало его в области хадиса надёжным; что же касается походов и жизнеописаний, то нельзя не сказать, что в этой области он стоит впереди всех». Али ибн аль-Мадини передал от Суфьяна ас-Саури, что аз-Зухри говорил: «Не перестанет быть знание в Медине, пока в ней есть он», подразумевая Ибн Исхака.

Были же и те, кто придерживался относительно Ибн Исхака противоположного мнения. Его обвиняли в том, что он был шиитом и кадаритом; из-за того, что он соединял в один рассказ одинаковые по содержанию хадисы различных передатчиков, его иснады не были безукоризненными; передавал со слов неизвестных (маджхуль) лиц, ссылался на тех, кого не видел и не слышал без упоминания промежуточного передатчика (то есть совершал тадлис), передавал хадисы со слов женщины, посещать которую не имел права и со слов потомков евреев, принявших ислам. Автор «Фихриста» обвинял его сообщении стихов в биографиях и ошибках в родословных. Во главе его критиков стоял основатель маликитского мазхаба Малик ибн Анас. Это стало следствием недоброжелательных высказываний Ибн Исхака о познаниях Малика в области хадисов. Впоследствии Ибн Исхак и Малик помирились.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ