Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Иван Алексеев

Иван Алексеев

Историки

старообрядческий деятель поморского согласия; историк, писатель, иконописец; автор многих сочинений по истории и вероучению старообрядчества, наиболее известное его сочинение «История о бегствующем священстве», повествует об основании Ветковских слобод и возникновении практики приема беглых попов из новообрядческой церкви


Иван Алексеев (Иван Алексеевич (Стародубский); 1709 — 1776, Стародуб) — старообрядческий деятель поморского согласия; историк, писатель, иконописец; автор многих сочинений по истории и вероучению старообрядчества, наиболее известное его сочинение «История о бегствующем священстве», повествует об основании Ветковских слобод и возникновении практики приема беглых попов из новообрядческой церкви (Русская православная церковь).

Биография

Иван Алексеев родился в 1708 году в центральной России в старообрядческой семье. В молодые годы переселился в Стародубье (по месту своего проживания и получил прозвище «Стародубский»), часто и много разъезжал по стране, подолгу бывая в Москве. Алексеев был знаком со многими известными в то время деятелями и духовными отцами поморского староверия, с руководителями Выговского монастыря.

Иван Алексеев был одним из первых старообрядческих историков. Его книга «История о бегствующем священстве» (впервые издана в 2005 г. в Москве издательством «Археодоксия») является первым историческим повествованием о становлении и первых годах существования старообрядческих Ветковских слобод, в этой книге он так же рассказал о возникновении практики приема священников переходящих из реформированной новообрядческой православной церкви в старообрядчество. Данная практика привела к возникновению беглопоповских согласий в старообрядчестве.

Всего Иваном Алексеевым было написано более 30 произведений. Среди сочинений особое значение имели и произведения, направленные в защиту бессвященнословного брака у беспоповцев (сочинение «Тайна брака»). Он поддерживал мнение, высказанное выговским старцем Михаилом Вышатиным (ум. 1732), что брак есть таинство не по причине венчания, а по самому существу супружеской любви. Иван Алексеев Стародубский был не только талантливым писателем, но и грамотным полемистом. Известно о его многочисленных беседах с представителями других старообрядческих согласий (федосеевцами, беглопоповцами, нетовцами), а также с представителями российской синодальной церкви и даже с иезуитами.

Кроме всего прочего Иван Алексеев был весьма хорошим иконописцем, иконы его работы украшали храмы староверов-поморцев Москвы, Стародуба и других городов.

По описанию Павла Любопытного, Иван Стародубский «был росту небольшаго, благолепие и веселость лица его, красота брады, украшенная сединою, и расторопность его в деянии доказывают в нем важного и предприимчивого мужа. Он скончался честно в Стародубе 1776 года, от рождения своего 67 лет».

Сочинения

  • История о бегствующем священстве
  • О тайне Брака
  • Полная апология о наречном пении
  • Краткое описание Старообрядческой Церкви
  • Книга Титинъ — о двуперстном сложении и троеперстии Никона
  • Исследование о Христовом священстве и опровержение бегствующего иерейства старообрядцев
  • Книга: О бегствующем иерействе разговоры и извещение
  • О перенесении честных мощей святаго Николы Чудотворца
  • и другие.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ