Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Изенбек, Фёдор Артурович

Изенбек, Фёдор Артурович

Полковники

03 сентября 1890 - 10 августа 1941

живописец, график, участник Белого движения, полковник Марковской артиллерийской бригады


Фёдор Артурович Изенбек (Али Изенбек) (3 сентября 1890, Санкт-Петербург — 10 августа 1941, Брюссель, Бельгия) — живописец, график, участник Белого движения, полковник Марковской артиллерийской бригады.

Биография

Из купеческой семьи немецкого (Вестфалия) происхождения; мать — русская, бабушка, вероятно, англичанка. Созвучие его немецкой фамилии с тюркским титулом бек, его поездки в Среднюю Азию и восточная тема в его творчестве стали причиной создания «восточной» легенды вокруг его происхождения; так, Ю. П. Миролюбов считал его «туркменом», он сам подписывался «Али Изим-бек» и др.

Старший брат Ф. А. Изенбека Сергей Артурович (1883—1962) был крупным специалистом в области морского приборостроения, разрабатывал системы управления стрельбы и «счётно-решающие приборы» (прообраз компьютеров), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, кавалер ордена Трудового красного знамени.

Фёдор Изенбек окончил Морской кадетский корпус, учился живописи в Императорской Академии художеств. В 1908 году совершил поездку в Париж, где работал в мастерской художника-символиста Анри Мартена. В 1911—1914 годах работал художником-зарисовщиком в археологических экспедициях от ИАХ в Туркестане (Бухара, Хива) и северной Персии. С тех пор навсегда полюбил Восток. Участвовал в архитектурной экспедиции в Средней Азии с профессором П. П. Фетисовым.

Участник Первой мировой войны. Служил в 1-м Туркестанском стрелковом артиллерийском дивизионе, в чине прапорщика 18 сентября 1915 был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. После революции присоединился к Белой армии, капитан. В чине полковника командовал батареей Марковской артиллерийской бригады.

С Врангелевской армией, эвакуировавшейся из Крыма в ноябре 1920 год, оказался в Галлиполи, Болгарии, КСХС, переехал в статусе русского беженца во Францию и в 1924 году обосновался в центре русской эмиграции в Бельгии, предместьи Брюсселя Юкль (Уккел), где занялся художественным творчеством. Работая художником на фабрике ковров «Тапи» ("Le Tapis"), создал около 15000 рисунков разнообразных восточных ковров, преимущественно персидских. Писал городские пейзажи, портреты, натюрморты, композиции мистического характера, под влиянием Эрже (Жоржа Проспера Реми) создал несколько серий комиксов (не опубликованы). Увлечение Востоком проявилось в картинах, изображающих базары, фигуры танцовщиц в национальных одеждах, натюрморты с посудой, украшенной причудливыми сочетаниями геометрических и растительных мотивов. Восточные арабески отчетливо видны и в графических работах, темы которых не связаны с Востоком. Участвовал в бельгийских выставках, в том числе в выставке «Художники Восточной Европы» (1936).

С его именем связана история, сделавшая его известным в связи с «Велесовой книгой» в кругах историков-любителей и неоязычников. По версии его брюссельского друга литератора и историка-любителя Ю. П. Миролюбова, Изенбек передал ему дощечки с древними письменами, которые он обнаружил в 1919 году в одном из разграбленных имений. До этого Ф. А. Изенбек, оказавшись за границей, якобы возил этот объёмный груз с собой, изучая и расшифровывая текст. Миролюбов в течение многих лет также занимался расшифровкой древнего текста, посвящённого дохристианской истории Руси и получившего название «Велесова книга». По сообщению болгарского учёного Тодора Дичева, помимо дощечек вывез и какую-то другую руническую рукопись, которая впоследствии была продана в Болгарии Софийскому университету, откуда позднее была выкрадена. Миролюбов утверждал, что после смерти Изенбека на территории оккупированной нацистами Бельгии в 1941 году дощечки пропали; впоследствии Миролюбов опубликовал машинописные «копии» с этих дощечек. Научная критика считает «Велесову книгу» подделкой, вероятнее всего, самого Миролюбова, а к рассказу о наличии у Изенбека дощечек относится скептически.

В 2002 году вдова художника передала его архив и около 150 работ киевскому профессору Владимиру Перегинцу, который через год устроил выставку в Киеве. Произведения художника имеются также в бельгийских частных собраниях.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ