Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ипустеги, Жан-Робер

Ипустеги, Жан-Робер

Скульптура

06 января 1920 - 08 февраля 2006

французский скульптор, рисовальщик, акварелист и писатель


Жан-Робер Ипустеги (фр. Jean-Robert Ipoustguy; 6 января 1920, Ден-сюр-Мёз департамент Мёз — 8 февраля 2006, там же) — французский скульптор, рисовальщик, акварелист и писатель. Художник изменил своё первоначальное имя Жан Робер, взяв девичью фамилию матери баскского происхождения, когда начал работать скульптором в Шуази-ле-Руа под Парижем.

Биография

Жан-Робер Ипустеги вырос в скромных условиях, его семья проживала в небольшой коммуне Ден-сюр-Мёз (фр. Dun-sur-Meuse) департамента Мёз региона Лотарингия на северо-востоке Франции. В возрасте 18 лет он приехал в Париж, где начал посещать вечерние курсы рисунка и живописи в городской художественной школе (фр. cours du soir de la ville de Paris).

На протяжении всей своей жизни Ипустеги оставался самоучкой, не осилив в полной мере академической подготовки и сначала занимаясь творчеством в стороне от основных направлений искусства своего времени, за что в официальных кругах его долго игнорировали. О себе Жан говорил:

Возможно я немного маргинальный. Я был ребенком пригорода, мне не хватало знаний. Образование я приобретал на вечерних курсах и в музеях

Вернувшись с войны, где он служил солдатом, Ипустеги посвятил себя сначала живописи и созданию в городе Монруж витража для церкви Святого Иакова (фр. Saint Jacques le Majeur), над оформлением которой он работал в 1947—1948 годы.

С 1949 года после переезда в Шуази-ле-Руа Ипустеги работает исключительно в объемной пластике. Он начинает показывать свои работы на выставках престижного салона (фр. Salon de Mai), благодаря помощи художника Анри-Жоржа Адама (фр. Henri-Georges Adam) (годы жизни 1904—1967), одного из основателей этого салона.

Ипустеги участвовал как художник в выставках «documenta III» 1964 года и «documenta 6» 1977 года в Касселе.

В 2004 году Жан Ипустеги вернулся в родные места Лотарингии, где через два года скончался в возрасте 86 лет. Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.

Ипустеги Жан-Робер оставил большое творческое наследие — 612 скульптур, сотни картин, 3000 рисунков, романы, стихи, фильмы.

Награды

  • 1964: Особый приз Венецианской биеннале
  • 1968: Приз города Дармштадт
  • 1977: Национальная «Гранд премия по искусству»
  • 1984: Кавалер Ордена Почётного легиона
  • 1989: Художественный приз «Фонда Хайтланд» в городе Целле
  • 2003: Приз по скульптуре «Фонда Симона и Чино дель Дука» в Париже.

Работа

Для ранних работ Жана Ипустеги характерны архитектурные и абстрактные формы, прежде чем он в 1955 году обратился к образной выразительности экспрессионизма. Такие работы, как «Роза» (фр. La rose) (1955) и Кенотаф (фр. Le cnotaphe) (1957) выполнены явно под влиянием Анри-Жоржа Адама.

Но вскоре Ипустеги отдаляется от первоначально ясных и чётких форм, меняя свой стиль на выразительно-динамичный. Его главным вдохновителем становится сюрреализм с человеком в центре внимания. Первой человеческой фигурой в натуральную величину был L’homme (1963).

С этого времени творчество Ипустеги отмечено явным поворотом к фигуративности. Произведения Жана Ипустеги неоднократно получали различные награды и особые призы, например, на Биеннале 1964 года в Венеции.

В Париже перед зданием Национальной библиотеки Франции внимание прохожих привлекает оригинальная композиция Жана Ипустеги, посвящённая поэту Артюру Рембо. Расколотая на две части фигура символизирует трагическую судьбу поэта, его бунтарство и стремление к бродяжничеству. Автор назвал свою скульптуру «Путник в башмаках, взлетевших кверху» (фр. l’Homme aux semelles devant), перефразируя знаменитое прозвище, которое Артюру Рембо дал его друг, поэт Поль Верлен — «Путник в башмаках, подбитых ветром» (фр. l’Homme aux semelles de vent). Портретный фрагмент этой композиции, выполненной по заказу президента Франсуа Миттерана, принадлежит Культурному центру Ипустеги (фр. Centre Culturel Ipoustguy) в его родном городе Ден-сюр-Мёз.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ