Марио Андретти (англ. Mario Gabriele Andretti, 28 февраля, 1940, Монтона, Италия, сейчас Мотовун, Хорватия) — американский автогонщик итальянского происхождения, чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1. Имя Марио Андретти в США воспринимается как синоним скорости, аналогично имени Барни Олдфилда в начале двадцатого века и Стирлинга Мосса в Великобритании. До сегодняшнего дня единственный пилот, одержавший победу в чемпионате мира «Формулы-1» (1978), «Индианаполис-500» (1969) и «Дайтоне-500».
Биография
Ранние годы
Марио Андретти родился в городе Монтона итальянской провинции Истрия (итал. Montona d'Istria) вместе с братом-близнецом Альдо. Семья Марио, Альдо и их старшей сестры Анны-Марии не бедствовала — у них была своя винодельня. Всё изменилось с началом Второй мировой войны — винодельня доходы приносить перестала, и зачастую было нечего есть. К концу войны город заняли югославские партизаны, его переименовали в Мотовун и после войны он вместе со всей провинцией перешёл в состав Югославии. В 1948 году отец Марио, Джиджи Андретти смог вместе с семьёй вернуться на родину, где вплоть до 1955 года жил в лагере беженцев. Наконец, в июне 1955 года, не видя перспектив трудоустройства на родине, Джиджи перевёз всю семью через Атлантику, в США, в город Назарет, штат Пенсильвания.
Начало карьеры
Интересоваться автогонками Марио начал, можно сказать, даже ещё в глаза не видя никаких автомобилей. По воспоминаниям Рины Андретти — матери Марио и Альдо — близнецы уже с двухлетнего возраста носились по дому с крышками от кастрюль в руках, держа их на манер руля и крича «вррруммм-вррруммм!». Поэтому как только им исполнилось по пять лет, брат мамы сделал им деревянный автомобильчик — на что-то большее просто не было денег. Близнецы «гонялись» на нём, спуская с горки. После возвращения на родину в Италию они окончательно заболели гонками, увидев победу Альберто Аскари в 1952 в Монце. Уже через год они участвовали в Формуле-Юниор за рулём автомобилей, одолженных друзьями. После переезда же в США поначалу Марио и Альдо решили, что с гонками покончено — поскольку считали, что в Америке гоняются только в Индианаполисе.
К счастью, в Назарете обнаружился грунтовый овал, и братья снова принялись за старое. Собрав по пять баксов со школьных друзей, они купили за бесценок подержанный Hudson Hornet 1948 года выпуска и стали доводить его до ума. Первый старт пришёлся на год десятилетнего юбилея машины, в 1958 году. Стартуя по очереди, они почти каждый уикенд выигрывали гонки. Альдо был популярнее у зрителей — считалось, что Марио слишком много рискует. Однако вскоре авария случилась именно с более благоразумным Альдо. На гонке в Хэтфилде в финале сезона-59 он разбился, да так, что несколько недель провёл в коме. Для устранения последствий аварии пришлось прибегнуть к пластической хирургии, и с тех пор Альдо не очень похож на Марио. Впоследствии Альдо ещё участвовал в гонках, но затем остепенился и прекратил выступления, занявшись бизнесом.
USAC и первые успехи
Марио же продолжил карьеру. Поучаствовав в младших сериях, в 1964 году он наконец добрался до главного чемпионата страны — USAC. В первой своей гонке в Трентоне он финишировал 11-м, а в последней гонке чуть не выиграл. На следующий год, выступая в легендарной гонке «500 миль Индианаполиса», он с ходу заработал третье место и титул «Новичок года», затем впервые победил, а в конце года завоевал чемпионский титул. В 1966 он повторяет успех в чемпионате, заработав восемь побед, ещё через год вдобавок ко второму месту в чемпионате Марио добавляет победу в знаменитой гонке «Дайтона-500». По результатам сезона ему присваивают звание «Гонщик года».
Проба сил в Формуле-1
Добившись успеха в США, Марио решает попробовать свои силы в Формуле-1. Договорившись с Колином Чепменом, знакомым по участию в «Инди-500» середины 60-х, он запланировал принять участие в Гран-при Италии 1968 года. Дебют сорвался — показав десятое время на квалификации, Марио вместе с другом и соперником по американским гонкам Бобби Анзером планировал улететь в США, принять там участие в гонке Hoosier 100, а затем вернуться к началу Гран-при. Однако по действующим тогда правилам гонщик не имел права принимать участия в гонке, если до этого в течение 24 часов он участвовал в каком-либо другом соревновании, и американцу пришлось выбирать — или Европа, или Америка. Марио выбрал Америку, и дебют в Гран-при переместился с его старой родины Италии на новую — США.