Касториадис, Корнелиус: биография
Автономные общества, наоборот, могут быть реформированы самими членами общества. Автономные общества были в истории только двух видов: древнегреческий полис и современные западные общества эпохи модерна, куда которые входят в том числе итальянские республики эпохи Ренессанса, США, западно-европейские государства эпохи Просвещения в период с 1750 по 1950 года.
Касториадис утверждает исключительную важность изменения, инновации и творчества в осознанной и автономной деятельности в рамках истории, критикуя «логику идентичности», которая, по его мнению, доминировала в западной философии со времен Платона, и отмечает, что «общество есть по своей сути сама история, а именно история изменений самих себя». Такого рода сознательные творческие изменения и есть процесс автономии. Под автономией подразумевается не только возможность индивида создавать законы, но и возможность менять своё будущее и осознавать себя в таком качестве. Автономия направлена на постоянное переустановление политического измерения (то есть изменение институтов эксплицитной власти) через политику, всегдаявляясьнекоторымпроцессом,анеконечнымрезультатом. Проектавтономии(от демократииДревнейГрециидонашихдней)имеетдуальныйхарактер — оносуществляется в индивидуальномиобщественномизмерениях.
Автономное общество формируется при участии в принятии решений всех индивидов через совместное политическое творчество. Любое политическое преобразование предполагает также психическое изменение ментальных структур членов общества, что означает невозможность изменений в организации общества без их признания самими индивидами. Общество, которое признает собственные законы, всегда способно их изменить.
В плане ментальных структур, можно сказать, чтопроектавтономииестьпроцессосвобождениявоображенияпсюхе,котороеизначальновсегдаподавляется.
Политика
Политика— этоколлективнаядеятельность, предметом которой является все общество. Она имеет место тогда, когда существование данного общества ставится под вопрос посредством рефлексивной мысли и последующей критики. Основным местом реализации политики является демократия. Политика связываетсяс проектом автономии,котораязаключаетсяв способностииндивидов изменятьсоциальныймирипреодолеватьотчуждение. Отчуждениетрактуетсяшире,чему Маркса,ипредставляетсобойследствие замещения воображаемогоформальнойобщественнойструктурой, то есть это общественное отчуждение или отчуждение самого общества.
Изобретение политики в Древней Греции и есть проект автономии, которой ведёт к появлению общества как такового; данные процессы происходили одновременно с возникновением философии, ставящей под сомнение верования и разрушающей принятые догмы. Касториадис отмечал два таких прорыва в истории: первый в Древней Греции, а второй — в Европе XII—XIII веков, либо даже раньше (XI—XII века).
В Греции впервые в истории общество вырабатывало и изменяло законы. Политика в Афинах была делом всех и каждого через прямое участие граждан во всех делах полиса. Власть в афинской демократии была интегральной частью жизни полиса, она реализовывалась только гражданами. Власть не была отделена от самих граждан, и полис не был государством в современном смысле слова. В отличие от современной системы бюрократии, в полисе политическая власть граждан осуществлялась через создание «публичного пространства». Именно в этом пространстве (и только там) и формируется демократия. Касториадис противопоставляет «публичное» «частному», вслед за Ханной Арендт.
Современные общества
Касториадис критиковал как западные бюрократические системы, так и системы восточного блока, в которых он обнаруживал глубинное сходство.
Несмотря на то, что современные западные общества являются автономными, к ним неприменимо понятие демократии. Касториадис использует термин «либеральные олигархии». Демократия есть власть демоса, народа, а западные режимы находятся под властью отдельных социальных групп (финансовые и промышленные группы, бюрократия разного уровня, политические элиты и т. д.) В современных обществах суверенитет народа утверждается с помощью политической мистификации, которая фактически запрещает ему участвовать в проекте самоорганизации общества, то есть в проекте автономии. У населения есть права, но они носят неполный, частичный характер (хотя нельзя сказать, что они просто формальны). Оно никак не контролирует правительство, не принимает законы и не осуществляет правосудие. Население может только санкционировать наличное положение дел через регулярные выборы.
Сочинения
Книги
- Воображаемое установление общества / Пер. с франц. Г. Волковой, С. Офертаса. - М.: Гнозис; Логос. - 2003.
- Дрейфующее общество. Беседы и дискуссии (1974-1997). — М.: Гнозис; Логос. - 2012.
- Crossroads in the Labyrinth. — Cambridge. Mass.: MIT Press, 1984.
- The Imaginary Institution of Society. — Cambridge: Polity Press, 1987.
- Philosophy, Politics, Autonomy. — New York: Oxford University Press, 1991.
- Political and Social Writings, vols. 1-3. — Minneapolis: University of Minnesota Press, 1988—1993.
Статьи, интервью и выступления
- Революционный проект сегодня (1974)
- Самоуправление и иерархия (1974)
- Чего не могут политические партии (1979)
- Маркс сегодня (1983)
- Маркс обманывал самого себя (1985)
- В каком смысле человек может быть автономным? (1988)
- Коммунизм, фашизм, освобождение (1991)
- Революционная сила экологии (1992)
- Войны в Европе (1992)
- Мир, который придёт (1994)