Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Касториадис, Корнелиус: биография

Автономные общества, наоборот, могут быть реформированы самими членами общества. Автономные общества были в истории только двух видов: древнегреческий полис и современные западные общества эпохи модерна, куда которые входят в том числе итальянские республики эпохи Ренессанса, США, западно-европейские государства эпохи Просвещения в период с 1750 по 1950 года.

Касториадис утверждает исключительную важность изменения, инновации и творчества в осознанной и автономной деятельности в рамках истории, критикуя «логику идентичности», которая, по его мнению, доминировала в западной философии со времен Платона, и отмечает, что «общество есть по своей сути сама история, а именно история изменений самих себя». Такого рода сознательные творческие изменения и есть процесс автономии. Под автономией подразумевается не только возможность индивида создавать законы, но и возможность менять своё будущее и осознавать себя в таком качестве. Автономия направлена на постоянное переустановление политического измерения (то есть изменение институтов эксплицитной власти) через политику, всегдаявляясьнекоторымпроцессом,анеконечнымрезультатом. Проектавтономии(от демократииДревнейГрециидонашихдней)имеетдуальныйхарактер — оносуществляется в индивидуальномиобщественномизмерениях.

Автономное общество формируется при участии в принятии решений всех индивидов через совместное политическое творчество. Любое политическое преобразование предполагает также психическое изменение ментальных структур членов общества, что означает невозможность изменений в организации общества без их признания самими индивидами. Общество, которое признает собственные законы, всегда способно их изменить.

В плане ментальных структур, можно сказать, чтопроектавтономииестьпроцессосвобождениявоображенияпсюхе,котороеизначальновсегдаподавляется.

Политика

Политика— этоколлективнаядеятельность, предметом которой является все общество. Она имеет место тогда, когда существование данного общества ставится под вопрос посредством рефлексивной мысли и последующей критики. Основным местом реализации политики является демократия. Политика связываетсяс проектом автономии,котораязаключаетсяв способностииндивидов изменятьсоциальныймирипреодолеватьотчуждение. Отчуждениетрактуетсяшире,чему Маркса,ипредставляетсобойследствие замещения воображаемогоформальнойобщественнойструктурой, то есть это общественное отчуждение или отчуждение самого общества.

Изобретение политики в Древней Греции и есть проект автономии, которой ведёт к появлению общества как такового; данные процессы происходили одновременно с возникновением философии, ставящей под сомнение верования и разрушающей принятые догмы. Касториадис отмечал два таких прорыва в истории: первый в Древней Греции, а второй — в Европе XII—XIII веков, либо даже раньше (XI—XII века).

В Греции впервые в истории общество вырабатывало и изменяло законы. Политика в Афинах была делом всех и каждого через прямое участие граждан во всех делах полиса. Власть в афинской демократии была интегральной частью жизни полиса, она реализовывалась только гражданами. Власть не была отделена от самих граждан, и полис не был государством в современном смысле слова. В отличие от современной системы бюрократии, в полисе политическая власть граждан осуществлялась через создание «публичного пространства». Именно в этом пространстве (и только там) и формируется демократия. Касториадис противопоставляет «публичное» «частному», вслед за Ханной Арендт.

Современные общества

Касториадис критиковал как западные бюрократические системы, так и системы восточного блока, в которых он обнаруживал глубинное сходство.

Несмотря на то, что современные западные общества являются автономными, к ним неприменимо понятие демократии. Касториадис использует термин «либеральные олигархии». Демократия есть власть демоса, народа, а западные режимы находятся под властью отдельных социальных групп (финансовые и промышленные группы, бюрократия разного уровня, политические элиты и т. д.) В современных обществах суверенитет народа утверждается с помощью политической мистификации, которая фактически запрещает ему участвовать в проекте самоорганизации общества, то есть в проекте автономии. У населения есть права, но они носят неполный, частичный характер (хотя нельзя сказать, что они просто формальны). Оно никак не контролирует правительство, не принимает законы и не осуществляет правосудие. Население может только санкционировать наличное положение дел через регулярные выборы.

Сочинения

Книги

  • Воображаемое установление общества / Пер. с франц. Г. Волковой, С. Офертаса. - М.: Гнозис; Логос. - 2003.
  • Дрейфующее общество. Беседы и дискуссии (1974-1997). — М.: Гнозис; Логос. - 2012.
  • Crossroads in the Labyrinth. — Cambridge. Mass.: MIT Press, 1984.
  • The Imaginary Institution of Society. — Cambridge: Polity Press, 1987.
  • Philosophy, Politics, Autonomy. — New York: Oxford University Press, 1991.
  • Political and Social Writings, vols. 1-3. — Minneapolis: University of Minnesota Press, 1988—1993.

Статьи, интервью и выступления

  • Революционный проект сегодня (1974)
  • Самоуправление и иерархия (1974)
  • Чего не могут политические партии (1979)
  • Маркс сегодня (1983)
  • Маркс обманывал самого себя (1985)
  • В каком смысле человек может быть автономным? (1988)
  • Коммунизм, фашизм, освобождение (1991)
  • Революционная сила экологии (1992)
  • Войны в Европе (1992)
  • Мир, который придёт (1994)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ