Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Клосковска, Антонина

Клосковска, Антонина

Исследователь

11 июля 1919 - 12 июля 2001

действительный член Польской академии наук, профессор социологии Лодзинского и Варшавского университетов, профессор в Институте политических исследований ПАН, редактор «Культуры и общества» и «Социологического обзора», одна из важнейших фигур в польской социологии второй половины ХХ в


Антонина Клосковска (7 ноября 1919, Пётркув-Трыбунальский — 12 июля 2001, Варшава) — действительный член Польской академии наук, профессор социологии Лодзинского и Варшавского университетов, профессор в Институте политических исследований ПАН, редактор «Культуры и общества» и «Социологического обзора», одна из важнейших фигур в польской социологии второй половины ХХ в.

Процесс интеллектуального формирования Антонины Клосковской начался во время второй мировой войны, сначала в форме подпольных курсов, затем — интенсивного самообразования. Продолжением стало изучение социологии в Лодзинском университете в 1945—48 гг. Очень скоро, уже в 1946 г., Клосковская начала научную и дидактическую работу как ассистент на Гуманитарном факультете этого вуза. Её университетскими преподавателями и учителями были два выдающихся польских социолога того периода: Юзеф Халасинский и Станислав Оссовский. В Лодзи во времена создания Лодзинского университета (УЛ) работали также известные польские социологи Мария Оссовская, Юзеф Обрембски, Нина Ассородобрай и последний в довоенной Польше докторант Флориана Знанецкого — Ян Щепаньский. В родственных дисциплинах активны были тогда: Тадеуш Котарбинский, Хелена Радлиньска, Сергиуш Гессен, Марианн Генрик Серейски. Все это имело существенное влияние на формирование лодзинского социологического круга, в создании которого значительное и по мере лет растущее участие приняла А. Клосковска.

Влияние учителей, а также собственные интересы склонили К. к социологическому исследованию культуры. Ранее всего обрисовалось то направление её исследований, которое касалось проблем социально-культурного формирования индивидуума и интернализации культуры. Этим вопросам был посвящён труд «Проблема личности первобытного человека в современной американской этносоциологии», за который в 1950 г. К. получила степень доктора гуманитарных наук. В тот период, а также чуть позже, появляется множество публикаций, посвящённых типу личности в антропологии и национальному характеру, а также американской школе «личности и культуры» и её выдающимся представителям. Эти исследования К. развивала также во взаимодействии с международной группой ученых, работающих в ЮНЕСКО под направлением Отто Клинеберга над проблемой источников напряжений в международных отношениях, а впоследствии — в Группе прикладной социальной психологии (GPSA). Также выполняла функции эксперта в созданной ЮНЕСКО группе по подготовке доклада «Понятия расы, идентичности и достоинства», опубликованного в июле 1972 г.

Период, предшествующий этим достижениям, был пронизан условиями, затрудняющими работу и научное развитие. В 1950—1956 гг., в связи с закрытием социологии по политическим причинам как академической дисциплины, К., как и другие члены группы Халасинского, вынуждена была перейти от социологических исследований к изучению истории культуры и социальной мысли. В период проведения исторических исследований и интенсивных интеллектуальных контактов с сообществом историков появляется работа «Макиавелли как гуманист на фоне итальянского Возрождения», на основе которой в 1954 г. К. получила степень доцента. Однако вскоре после октябрьских перемен 1956 г. стипендия Форда позволила ей выехать в 1958 г. в Париж для специальных занятий в области социологии культуры. Возвращение социологии в Польше статуса академической дисциплины позволило предпринять эмпирические исследования в некоторых направлениях и интенсифицировать теоретическую рефлексию, что нашло отражение также в работах К. в 1964—1981 гг. Следует, прежде всего, указать на цикл публикаций, связанных с университетским преподаванием истории социальной мысли и классических социологических теорий. К. предприняла тщательный анализ попытки конституирования социологии как номотетической науки, формулирующей общие законы на пример точных наук. Эта работа отразилась в труде «Зарисовка образа развития социальной мысли», ставшем развитием методологических импликаций тезиса о невозможности игнорирования исторической и культурной вариативности социальных явлений.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ