Коноваленко, Василий Васильевич: биография
Попытка возвращения на родину и смерть
В 1989 году Коноваленко начинает переговоры о выставке в России и о возвращении на родину для создания школы камнерезного искусства. Он полон планов и надежд. Он достиг виртуозного мастерства, создал ряд шедевров, он стремился отдать это родной стране. Он был одним из тех, про кого по праву говорят — лицо эпохи! И этот порыв возвращения — значимый жест художника. Внезапный приступ оборвал его планы. Василий Васильевич Коноваленко умер 27 января 1989-го в Нью-Виндзоре, штат Нью-Йорк. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. До смерти он провёл пять дней в больнице, в коме.
Василий похоронен (как и многие другие эмигранты) на русском православном кладбище в городе Наяке (Nyack, штат Нью-Йорк, США).
Судьба произведений
С 8 апреля по 24 июля 2011 работы Коноваленко были представлены в России на выставке «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России».
Творческие влияния
Много черт связывает Коноваленко с его великими предшественниками Врубелем, Кустодиевым, другими художниками и скульпторами рубежа XX века, связанными с театром, скульптурой малых форм, мозаикой, камнем. Импрессионисты оказали влияние на ощущение Василием цвета и узора в камне, особенно К.Моне, с которым соотносится понимание Коноваленко камнерезной скульптуры как «живописи в камне».
Безымянные русские мастера заводского Урала, а потом скульпторы Дербышев, Перхин, Фредман-Клюзель, Савицкий и другие создали в начале XX века традицию скульптуры малых форм, которую Коноваленко развил, пройдя путь от декоративно-прикладного аспекта камнерезно-ювелирного мастерства — к изобразительному искусству. Карл Фаберже не был скульптором-камнерезом, поэтому нельзя говорить о влиянии лично Фаберже. Кроме того Коноваленко никогда не делал тип изделий «декоративные яйца». Скульптор Михаил Аникушин увидел в его работах черты древних мастеров: «От древних мастеров художник перенял умение чувствовать и ощущать камень как живой организм».
А. Жуков, И. Сергеев и Д. Емельяненко в 1988 г. «под впечатлением от фигурок В. В. Коноваленко» исполнили первую трёхфигурную композицию. Получение положительного отзыва Василия Коноваленко на выставке в Нью-Йорке художники отмечают как важный факт.
Наследие
- Коноваленко — не только выдающийся художник-скульптор, он создал прецедент: открыл новую эпоху многовекового искусства полихромной скульптуры, уничтоженного в сталинские годы. Он в одиночку преодолел вакуум советских лет, разрыв с целыми пластами русской культуры. Проложил своей биографией и творчеством дорогу для возрождения традиций высокохудожественного камнерезного искусства в России в 1980-е годы.
- Он — один из тех, кто своим творчеством и социальными стратегиями участвовал в зарождении неофициальной сферы искусства 1950-60-х.
- Он поднял на совершенно новый уровень камнерезные произведения, сделав шаг от декоративно-прикладного к искусства к изобразительному. Скульптуры Коноваленко были закуплены Гохраном России, как национальное достояние.
- Создал новые орудия производства для обработки твердого камня, что способствовало развитию искусства.
- Он создал ряд талантливых произведений и в театральной практике, и в искусстве интерьера.
- Заложил концепцию человечности, отношения к повседневности как высшей ценности, философские размышления об идентичности народа, нормы высочайшего мастерства в скульптуре малых форм, что ярко проявляется в творчестве следующих за ним современных мастеров.
- Фирма «Vasily Konovalenko Art Inc.», создаёт работы ювелирного искусства по эскизам Василия.