Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Кочетков, Николай Павлович: биография

Памятный для Николая Павловича вылет произошёл в самом начале декабрьского наступления частей 49-й армии. Одно из подразделений столкнулось с ожесточённым сопротивлением немцев и под шквалом артиллерийского и миномётного огня вынуждено было залечь в чистом поле прямо в снегу. Наземные части запросили помощи авиации, но погода была нелётная.

Низкая облачность, плохая горизонтальная видимость и сильный порывистый ветер со снежными зарядами приковывали авиацию к аэродромам, — вспоминал ветеран. — Тем не менее, командующий армией принял решение направить часть самолётов нашего полка на подавление артиллерийских и миномётных батарей противника, выделив для выполнения задачи лучших лётчиков. Вылетать, не считаясь с жертвами — такое было отдано распоряжение.

— Из воспоминаний Н. П. Кочеткова.

Первым поднял свой самолёт в ночное небо гвардии младший лейтенант Кочетков. Шли в полной темноте, ориентируясь по приборам. Линию фронта определили по интенсивной перестрелке трассирующими пулями, позиции немецкой артиллерии — по залпам орудий. Сделав два захода, экипаж точно положил бомбы в цель, но когда советская пехота поднялась в атаку, часть орудий заговорила снова. Развернувшись, бомбардировщик в третий раз атаковал немецкие позиции. Огонь немецкой артиллерии был полностью подавлен, и наземные войска смогли продвинуться вперёд.

Ещё один запоминающийся вылет Николай Павлович совершил ночью 24 декабря 1941 года. Ему была поставлена задача нанести бомбовый удар по скоплению немецких войск в сильно укреплённом селе Высокиничи. Ещё при подходе к цели его Р-5 попал в свет прожектора и подвергся ураганному огню зенитных орудий и пулемётов, но лётчик, умело маневрируя, вывел самолёт на цель, дав возможность штурману прицельно сбросить бомбовую нагрузку. В результате бомбёжки в стане врага начался сильный пожар. Шесть машин и более 30 вражеских солдат было уничтожено. Задание было выполнено, но Кочетков понимал, что следом за ним к цели идут другие бомбардировщики. Снизившись до бреющего полёта, он произвёл штурмовку позиций немецкой противовоздушной обороны и пулемётным огнём заставил замолчать несколько зенитных орудий, после чего благополучно вывел свою машину из-под огня. После этого вылета механики насчитали в корпусе его самолёта до 15 пробоин.

Всего за время боёв на Западном фронте с ноября 1941 года по апрель 1942 года А. П. Кочетков совершил 40 боевых вылетов, из них 34 — ночью. За отличное выполнение боевых заданий он был награждён двумя орденами Красного Знамени и повышен в звании до лейтенанта.

В боях под Сталинградом

После завершения битвы за Москву на фронтах установилось относительное затишье, и 20 мая 1942 года 686-й ночной бомбардировочный авиационный полк был выведен в тыл на переформирование. На аэродроме в Чапаевске лётный и технический состав полка, ставшего 686-м штурмовым, прошёл переобучение на самолётах Ил-2. Новым командиром соединения был назначен майор П. И. Зотов, а старший лейтенант Н. П. Кочетков стал заместителем командира эскадрильи.

7 августа 1942 года полк перелетел на аэродром Бекетовка и в составе 206-й штурмовой авиационной дивизии приступил к боевой работе. Днём и ночью лётчики на одноместных Ил-2 наносили ракетно-бомбовые удары по мотомеханизированным колоннам противника, двигавшимся к Сталинграду, рассеивали скопления пехоты, подавляли позиции артиллерии, штурмовали аэродромы. Летать на боевые задания приходилось в условиях тотального превосходства в воздухе немецкой авиации, часто без прикрытия истребителей. За период с 7 августа по 3 сентября старший лейтенант Н. П. Кочетков в интересах Сталинградского фронта совершил 22 боевых вылета, в том числе 8 — ночью, четырежды он летал в качестве ведущего и 6 раз — как заместитель ведущего. В ходе этих вылетов противнику был нанесён значительный урон: уничтожено до 127 танков, 366 автомашин, до 3120 солдат и офицеров, подавлен огонь 6 зенитных, 3 артиллерийских и 6 миномётных батарей, создано 38 очагов пожара, из них 12 — больших размеров. В воздушных боях сбито 2 Ю-87, 1 Ме-110 и подбит Ю-88.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ