Кочетков, Николай Павлович: биография
В битве за Сталинград Кочетков неоднократно демонстрировал образцы героизма и лётного мастерства. Так, 25 августа 1942 года Николай Павлович получил приказ нанести удар по скоплению немецких танков у посёлка Воропоново. По данным разведки, немцы сосредоточили здесь до 50 боевых машин. Район Воропоново был хорошо прикрыт зенитными средствами среднего и малого калибра, а небо постоянно патрулировали немецкие истребители. Прорваться к цели без серьёзных потерь было непросто, поэтому, когда на пути группы советских Илов появилось грозовое облако, Кочетков рискнул воспользоваться им в качестве маскировки. Снизившись до высоты 800—900 метров, штурмовики пошли прямо под тучей. Машины бросало из стороны в сторону, а проливной дождь заливал лобовые стёкла фонарей кабин, но все лётчики были опытные и смогли преодолеть грозовой фронт. Риск полностью оправдал себя: атака советских штурмовиков была настолько неожиданной, что противник даже не успел открыть заградительный огонь. В результате удара два танка были полностью уничтожены, ещё несколько получили серьёзные повреждения. Большой урон был нанесён немецкой пехоте, сопровождавшей колонну танков.
Немцы пришли в себя и открыли ураганный огонь из всех видов оружия, когда советские самолёты уже выходили из атаки. Зенитный снаряд пробил правую плоскость штурмовика Кочеткова, но Николай Павлович, развернув самолёт, пошёл на второй заход. Умело маневрируя под шквалом зенитного огня, он снова вышел на цель и послал в скопление вражеской техники оставшиеся реактивные снаряды, после чего открыл пушечно-пулемётный огонь по разбегающейся вражеской пехоте и огневым точкам. В это время малокалиберный зенитный снаряд угодил в бронеколпак мотора и повредил маслобак.
Горячее масло полилось по фюзеляжу самолёта, стало проникать в кабину, — вспоминал впоследствии Кочетков. — Брызги горячего масла попадали на руки, лицо, обмундирование Стёкла кабины покрылись масляной плёнкой. Чтобы пилотировать самолёт и видеть землю, пришлось открыть фонарь кабины. Из-за утечки масла, его давление в моторе падало и через некоторое время подошло к нулю. Мотор перегрелся и вот-вот должен был остановиться. В таких сложных условиях я делал всё, чтобы самолёт с «израненным» мотором мог дотянуть до своего аэродрома. И мне это удалось. Боевое задание было выполнено, а самолёт через день, благодаря заботам наших техников, снова был готов к бою.— Из воспоминаний Н. П. Кочеткова.
30 августа старший лейтенант Н. П. Кочетков шёл на боевое задание в составе группы из четырёх Ил-2. При подходе к линии фронта лётчики заметили, как группа немецких бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием «Мессершмиттов» безнаказанно утюжит передний край советских наземных войск, и смело бросились в бой. Меткой очередью Кочетков сбил Ме-110, а его товарищи старший лейтенант Я. Н. Топорков и лейтенант А. С. Петраков, воспользовавшись паникой в стане врага, записали на свой счёт по одному сбитому «Юнкерсу».
1 сентября Николай Павлович дважды вылетал на боевые задания. Во время первого вылета при пикировании на цель зенитным снарядом была пробита левая плоскость его самолёта и повреждён правый элерон, но лётчик сумел привести плохо управляемую машину на свой аэродром. В тот же день он повёл восьмёрку Илов на новое задание. Во время атаки цели вражеский снаряд пробил броню моторного отсека и повредил масляный бак, однако лётчик продолжил штурмовку немецких позиций. При выходе из атаки он встретил немецкий бомбардировщик Ю-88 и, несмотря на повреждения своего самолёта, завязал воздушный бой. Вместе с двумя ведомыми он сумел подбить вражескую машину, которая, дымя правым мотором, пошла на снижение. Отбомбившись и расстреляв все реактивные снаряды, Кочетков собрал всех ведомых и в полном составе привёл группу на свой аэродром.
3 сентября старшему лейтенанту Н. П. Кочеткову предстояло в очередной раз, двадцать третий по счёту, поднять свой Ил-2 в небо. Этот боевой вылет едва не стал для Николая Павловича роковым.
3 сентября 1942 года
Утро 3 сентября 1942 года выдалось холодным, и старший лейтенант Н. П. Кочетков перед вылетом на боевое задание надел поверх гимнастёрки кожаный реглан. Ему предстояло вести пятёрку Илов в район разъезда Конный. Целью штурмовиков была батарея шестиствольных миномётов противника, которая сильно досаждала наземным войскам. Неприятности начались ещё до подхода к цели. При пересечении линии фронта группа советских самолётов была обстреляна с земли. Осколок вражеского снаряда пробил бензобак на Ил-2 Кочеткова, и кабина самолёта сразу наполнилась парами бензина. Николай Павлович мог бы передать группу другому лётчику и вернуться на базу, но это было не в его правилах. Цель была совсем рядом — всего в трёх километрах от переднего края.