Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лавров, Борис Васильевич

Лавров, Борис Васильевич

Исследователь

21 октября 1886 - 28 июля 1941

исследователь Арктики, организатор арктических экспедиций, один из руководителей Главного управления Северного морского пути


Лавров, Борис Васильевич (21 октября 1886 года, село Феодоритское Рыбинского уезда Ярославской губернии — 28 июля 1941 года) — исследователь Арктики, организатор арктических экспедиций, один из руководителей Главного управления Северного морского пути. Организатор строительства порта Игарка, начальник первой Ленской экспедиции (1933 — 1934) по проводке грузовых судов из Архангельска в устье Лены.

Биография

Борис Васильевич Лавров родился в селе Феодоритском Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье священника. Села Феодорицкого ныне не существует — оно находилось близ впадения реки Мологи в Волгу и было затоплено при сооружении Рыбинской ГЭС и Рыбинского водохранилища. Учился в Ярославской духовной семинарии и Казанском Университете.

Участие в революционном движении

С начала 1900-х годов Борис Лавров примкнул к революционному движению, с 1903 года участвовал в деятельности партии большевиков. В частности, привлек к политической работе своего товарища по сельской школе Н. А. Угланова, впоследствии видного деятеля Октябрьской революции, занимавшего ответственные партийные и государственные посты в 1920-х годах. Как писал Угланов в своей автобиографии,

…мой сверстник и друг по школе, сын священника нашего села, Борис Васильевич Лавров, тогда учился в ярославской духовной семинарии и был уже социал-демократом… Вспоминаю характерные моменты. Б. В. Лавров приехал на рождественские каникулы, привез много литературы и резолюции II съезда РСДРП и подробно мне объяснил причины раскола, происшедшего на съезде. Он объявил себя большевиком, сторонником Ленина…

За революционную работу Лаврова выгнали из духовной семинарии, а позднее — из Казанского Университета. Он был арестован и отправлен в ссылку в Архангельскую губернию под надзор полиции.

В 1912 — 1913 годах работал с В. И. Лениным в газете «Правда», в 1915 — 1917 годах ведет работу на фронтах Первой мировой войны.

После Октябрьской Революции

После октября 1917 года Лавров был направлен в Наркомпрод, в 1918 году был губернским продкомиссаром в Вятке. В 1920-е годы работал в органах Наркомвнешторга, в частности, в Средней Азии и на Северном Кавказе. Занимал пост торгового представителя Советского Союза в Афганистане.

Работа по освоению Арктики

В 1928 году Б. В. Лавров был направлен на новую работу. Он был назначен председателем Северо-Сибирского государственного акционерного общества транспорта и промышленности «Комсевморпуть». С этого момента все свои силы он отдавал освоению Севера. В задачи «Комсевморпути» входило строительство заводов, шахт, судостроительных верфей в верховьях рек Оби и Енисея.

Строительство Игарки

В 1929 — 1931 годах главным делом «Комсевморпути» и его председателя Б. В. Лаврова стало строительство порта Игарка. Строительство велось днем и ночью, продолжалось и зимой в тяжелейших природных условиях. За три года на месте, где были только палатки и избы, появились двухэтажные дома. Борис Лавров приобрел огромный авторитет среди людей, которыми он руководил. Он постоянно был среди строителей, участвовал в сплавке леса, появлялся на ещё недостроенных причалах Игарки. Был построен Игарский лесопильный комбинат, что привело к росту транспортировки леса через Карское море. Порт Игарки приобрел международное значение. За экспортируемым сибирским лесом в Игарку стали приходить корабли из Западной Европы. Статья Б. Лаврова о строительстве Игарки, была опубликована а специальном «арктическом» номере журнала «Техника — молодежи», посвященном освоению Арктики и Северного морского пути.

Первая Ленская экспедиция

Другой важной и сложной задачей было освоение Северного морского пути. В 1930 году Лавров организовал экспедицию на шхуне «Белуха», целью которой было плавание вокруг полуострова Таймыр, однако тяжелые ледовые условия не позволили этого осуществить. В 1932 году общество «Комсевморпуть» вошло в Главное управление Северного морского пути. Б. В. Лавров представил правительству проект плавания грузовых судов из Архангельска в устье Лены, который позднее стал известен как Первая Ленская экспедиция. Лавров отстоял этот проект в борьбе со скептиками и был назначен начальником экспедиции. Экспедиция началась в навигацию 1933 года. В ней участвовали лесовозы «Товарищ Сталин», «Володарский», «Правда». Проводку судов через ледовые поля осуществлял ледокол «Красин».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ