Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лахман, Ричард

Лахман, Ричард

Исследователь

День рождения 17 мая 1956

американский социолог, специалист в области сравнительной исторической социологии, профессор Университета штата Нью-Йорк в Олбани


Ричард Лахман (англ. Richard Lachmann; род. 17 мая 1956 года, Нью-Йорк) — американский социолог, специалист в области сравнительной исторической социологии, профессор Университета штата Нью-Йорк в Олбани.

Наибольшую известность получил как автор книги «Капиталисты поневоле», которая была удостоена ряда наград, в том числе «Награды за выдающееся научное исследование от Американской ассоциации социологов». В этой работе Лахман выдвинул теорию, что взаимоотношения политических элит, а не классовая борьба и не любой другой набор факторов, предлагаемый другими историками, определили появление или непоявление капитализма в тех или иных государствах Европы на заре Нового времени. В дальнейшем он использовал эту теорию для анализа политического кризиса в США.

Биография

Ричард Лахман родился 17 мая 1956 года в Нью-Йорке в семье немецких евреев, сбежавших из нацистской Германии. «И у отца, и у матери кто-то из родителей погиб во время Холокоста, поэтому я был осведомлён о фашизме и высоко ценил американскую демократию», — вспоминал он спустя многие годы. Отец Ричарда, Карл Эдуард Лахман (англ. Karl Eduard Lachmann), был сотрудником ООН, мать, Лотте Беккер Лахман (англ. Lotte Becker Lachmann), преподавала французский в колледже. Помимо Ричарда в семье воспитывались ещё брат и сестра.

Лахман получил престижное образование: он окончил Международную школу ООН, став одним из первых выпускников, получивших степень международного бакалавриата, затем поступил в Принстонский университет, который окончил в 1977 году с отличием, ещё через 2 года получил магистерскую степень в Гарвардском университете. В 1983 году там же защитил диссертацию на соискание докторской степени по социологии.

С 1983 по 1990 год Лахман занимал должность доцента (англ. assistant professor) на факультете социологии Висконсинского университета в Мадисоне. С 1990 года преподаёт на факультете социологии Университета в Олбани.

Вклад в науку

Формирование научных интересов

Свой интерес к социологии Лахман связывал с общим политическим фоном 70-х годов XX века: война во Вьетнаме, военный переворот в Чили, апартеид в ЮАР, индонезийская оккупация Восточного Тимора — эти и другие крупные события и явления на мировой арене заставляли американскую молодёжь задумываться о глубинных причинах политических потрясений:

«Почему солдаты выстраиваются в очереди, чтобы умереть в империалистических войнах? Почему рабочие мирятся с ничтожными зарплатами и отчуждением труда? Ещё тогда, задолго до свинства рейгановской и клинтоновской эпох, не говоря уже о совсем распоясавшейся в своей безнаказанности администрации Джорджа Буша-младшего, я был поражён тем, о чём читал на страницах The New York Times (картина, которую рисовали небольшие левые издания, меня поражала ещё больше). Много раз выходя на улицу после прочтения новостей о последних бесчинствах [американского правительства], я почти на полном серьёзе задавался вопросом: „Где гильотины?“»

Оригинальный текст (англ.)   Why did soldiers line up to die in imperialist wars? Why did workers put up with bad wages and alienating and dangerous labor? Even then, well before the piggishness of the Reagan and Clinton eras and still far from the unrestrained and boastful viciousness of the current [Bush] administration, I was stunned at what I read in the New York Times (and even more so when I saw the fuller reality presented in small leftist outlets). On many days I would walk outside after reading about the latest outrages and wonder more than half seriously: Where are the guillotines?

Лахман вспоминал, что после прочтения «Капитала» Маркса у него возникло ощущение, что в этой работе есть ответы на его вопросы, но преимущественно исторического характера. Поступив на социологический факультет Принстонского университета, молодой учёный оказался под влиянием теории модернизации и, по его собственному признанию, ему понадобилось несколько лет, чтобы осознать, что модернизация не тождественна капитализму. Только оказавшись в Гарварде с его полной свободой научной самореализации, Лахман смог сосредоточиться на том вопросе, который интересовал его больше всего, а именно — генезисе капитализма. Учёный полагал, что только поняв истоки этого явления, можно полностью осознать текущие тенденции его развития. Ознакомившись с работами крупнейших историков, изучавших данную тему, Лахман пришёл к выводу, что ни в одной из них не содержатся убедительные и внутренне непротиворечивые объяснения возникновения капитализма в одной стране и невозникновения в других. Это сподвигло его на разработку собственной теории, которая во многом основывалась на работах социологов Макса Вебера и Чарльза Райта Миллса, а также трудах британских историков (Лоуренса Стоуна, Кристофера Хилла и Эрика Хобсбаума). «Я пришёл к выводу, — признавался учёный, — что по сути и Маркс, и марксисты задавали правильные вопросы, но ответы на них требовали большой дозы анализа в духе веберианства и теории элит». В одном из интервью он признал, что его интерес к элитам был вызван прочтением работ Вебера, именно у последнего он позаимствовал тезис о существовании трёх элит (хотя сам Вебер этот термин не использовал): Короны, магнатов и духовенства.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ