Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Левада, Юрий Александрович

Левада, Юрий Александрович

Исследователь

24 апреля 1930 - 16 ноября 2006

советский и российский социолог и политолог


Юрий Александрович Левада (при рождении Морейнис; 24 апреля 1930, Винница, Украинская ССР, СССР — 16 ноября 2006, Москва, Российская Федерация) — советский и российский социолог и политолог. Доктор философских наук, профессор. Основатель и директор «Левада-Центра». «Человек года» за 2004 в номинации «Аналитика» по версии Rambler.ru.

Детские годы и образование

Юрий Александрович Левада родился в семье журналистки винницкой областной газеты «Бiльшовицька правда» Натальи Львовны Морейнис и историка-медиевиста Моисея Александровича Когана, впоследствии профессора и декана исторического факультета Ленинградского педагогического института им. Покровского. В середине 1930-х годов Наталья Львовна Морейнис вышла замуж за начинающего писателя Александра Степановича Леваду, который усыновил ребёнка (их брак распался вскоре после рождения младшего брата Евгения (1939—2000), и после войны его отчим жил со своей второй женой Кирой Васильевной, практически не поддерживая отношений с первой семьёй). Его дед, фармацевт и бывший эсер, профессор Лев Константинович Морейнис (?—1937), был одним из основателей Винницкого медицинского института (первоначально фармацевтического), первым заведующим кафедрой фармакологии (1933—1937); брат деда, Яков Константинович Морейнис, был первым заведующим кафедрой биохимии (1933—1936). Детство провёл в доме деда по улице Котовского № 15 в Виннице.

В годы Великой Отечественной войны — с матерью и братом в эвакуации в Тюмени. Окончил с золотой медалью мужскую среднюю школу № 4 в Виннице. С детства был дружен с будущим академиком Ф. Г. Рутбергом, с которым учился в школе; большое влияние на обоих оказал преподававший математику известный педагог Лев Моисеевич Шмуленсон (?—1958).

В 1952 окончил философский факультет МГУ. В 1955 году там же защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Об особенностях народной демократии в Китае». В 1966 году в Институте философии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Социологические проблемы критики религии».

Научная деятельность до 1988

В 1956—1988 работал в научных институтах АН СССР. В 1960-е годы он читал лекции по социологии на факультете журналистики МГУ.

В 1969 году «за идеологические ошибки в лекциях» был лишён звания профессора. Институт конкретных социальных исследований (ИКСИ АН СССР), где Ю. Левада заведовал сектором теории и методологии и возглавлял партбюро, был подвергнут тотальной политической чистке. Сменивший его тогда на посту секретаря партийного бюро института Н. И. Лапин впоследствии вспоминал: «Первым секретарём Черемушкинского райкома был Б. Н. Чаплин (сын репрессированного в 30-х годах секретаря ЦК ВЛКСМ), который сыграл важную роль в том, чтобы не довести дело до исключения Левады из партии… райком вынес Леваде взыскание, но не исключил его из партии… Иначе бы и сам Левада лишался возможности заниматься научной работой, и институт фактически оказывался разгромленным». Ю. Левада был удалён из штата ИКСИ и перешёл на работу в Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ АН СССР). После этого созданный Левадой в начале 1960-х методологический семинар, объединивший единомышленников из разных научных сфер, надолго перешёл на полулегальное положение.

В 1988 г. Ю. Левада и ядро сотрудников сектора ИКСИ, членов семинара пришли на работу в незадолго до этого созданный Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

В начале 1970-х годов первый секретарь МГК КПСС В. В. Гришин докладывал в ЦК о лекциях Ю. А. Левады: «Лекции не базируются на основополагающей теории и методологии марксистско-ленинской социологии — историческом и диалектическом материализме. В них отсутствует классовый, партийный подход к раскрытию явлений советской действительности, не освещается роль классов и классовой борьбы как решающей силы развития общества, не нашли должного отражения существенные аспекты идеологической борьбы, отсутствует критика буржуазных социологических теорий».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ