Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лихачёв, Иван Алексеевич

Лихачёв, Иван Алексеевич

Чиновники

15 июня 1896 - 24 июня 1956

созывов


Иван Алексеевич Лихачёв (1896 — 1956) — советский государственный деятель, один из организаторов советской автомобильной промышленности. Директор Московского автомобильного завода (ныне Завода имени И. А. Лихачёва). Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат ВС СССР 1—5 созывов. Член ЦК ВКП(б) (1939—1941), кандидат в члены ЦК КПСС (1956).

Биография

Родился 3 (15 июня) 1896 года в селе Озеренцы (ныне Тульская область) в крестьянской семье.

В 1908 году окончил сельскую школу и устроился учеником в медницкую мастерскую Путиловского завода в Петербурге. В 1908—1915 годах — слесарь на Путиловском заводе. Во время Первой мировой войны Лихачёв служил матросом на Балтийском флоте (1915—1917).

В июне 1917 вступил в РСДРП. В октябре того же года стал одним из организаторов отрядов Красной Гвардии в Гельсингфорсе. В 1917—1921 годах был командиром РККА, работал во ВЧК.

В 1921 году был направлен на профсоюзную работу (1921—1926 — управляющий делами Московского губернского профсоюза «МОСПС»), одновременно учился в МГА, позднее в Московском электромеханическом институте; не окончил.

В 1926 году И. А. Лихачёв был назначен директором Московского автомобильного завода (затем ЗИС), на этом посту проработал 13 лет. Лихачёву достался маленький и плохо оснащенный завод. Но за очень небольшой срок директор АМО (ЗИС) Лихачёв создал мощнейший автогигант. В 1929 и 1930 посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с принципами современного производства автомобилей. По некоторым данным, Лихачёву предлагали остаться работать в Америке, от чего он отказался.

С 1939 года по 1940 год — Народный комиссар среднего машиностроения СССР.

В 1940—1950 годах вновь возглавлял завод. За время его работы завод становится крупнейшим предприятием с новейшим оборудованием и проектной мощностью 150 тыс. грузовых автомобилей в год. В годы ВОВ завод под руководством Лихачёва снабжал армию оружием и грузовиками. Иван Лихачёв новаторски организовал сборку автомашин на конвейере, впервые в СССР. За годы эвакуации ЗИС 1941—1942 Лихачёв наладил производство на таких стратегически значимых для СССР предприятиях, как Ульяновский автомобильный, Миасский автомоторный (УралАЗ), Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный заводы. Эти мощные титаны производства стали промышленным достоянием всего СССР.

В 1950—1953 годах директор Московского машиностроительного завода.

1953—1956 министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Менее месяца проработал Министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР (был назначен на эту должность в июне 1956 года).

И. А. Лихачёв умер 24 июня 1956 года. Похоронен в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

На 18-м съезде партии (1939) избирался членом ЦК ВКП(б); на XVIII партконференции (февраль 1941) выведен из состава ЦК, на 20-м (1956) — кандидатом в члены ЦК КПСС. Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат ВС СССР 1—5-го созывов.

Память

В июне 1956 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР Московский автомобильный завод получил его имя — ЗиЛ. Именем Лихачёва так же были названы улицы в ряде населённых пунктов СССР.

В 1958 году в Москве был открыт бронзовый бюст И. А. Лихачёва [1], в 2013 году в Тульской области был открыт памятник [2].

В 1969 году вышел художественный фильм «Директор», прообразом главного героя в котором послужил Лихачёв.

Награды и премии

  • пять орденов Ленина (в т.ч. 15.06.1956)
  • орден Отечественной войны I степени
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • Сталинская премия второй степени (1949)  — за разработку метода перевода поточного производства на выпуск новой модели автомашины без прекращения выпуска продукции

Литература

  • Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник / Сост. В. И. Ивкин. — М.: РОССПЭН, 1999. — ISBN 5-8243-0014-3

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ