Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лунский, Владимир Иванович

Лунский, Владимир Иванович

Архитектура

русский прибалтийский архитектор, в основном известный как церковный зодчий, но также работавший в светской гражданской архитектуре


Владимир Иванович Лунский (1862, Вильно, Российская империя — 1920, Рига, Латвия) — русский прибалтийский архитектор, в основном известный как церковный зодчий, но также работавший в светской гражданской архитектуре.

Первый этап биографии

Выпускник Петербургской АХ. Работал в Риге после выпуска из Академии. В 1892 году получает назначение на пост губернского архитектора Лифляндии, занимал этот пост в течение 13 лет. В течение нескольких лет совмещал эту должность с должностью епархиального архитектора. В период работы в Риге стяжал славу бескорыстного, трудолюбивого, талантливого и добросовестного архитектора. Работал во всех городах, подведомственных ему: в первую очередь стоит упомянуть губернскую столицу Ригу, территорию Видземе, южную часть современной Эстонии с городами Дерпт и Пернов. Находился в почётной, но ответственной должности губернского архитектора до 1905 года, в это время им был отстроен ряд примечательных, заслуживающих внимания объектов церковной и светской архитектуры. Также его заслуга в том, что своей подписью он одобрил строительство ряд важных сооружений, получивших «право на жизнь» в этот период. Можно отметить прогрессивное с точки зрения архитектурной характеристики здание Второго городского русского театра (архитектор Август Рейнберг); лютеранскую церковь Новой Гертруды; Рижское биржевое коммерческое училище (ныне Академия художеств ЛР); множество домов в стиле декоративного орнаментального модерна (архитекторы Вильгельм Бокслаф, Михаил Эйзенштейн, Генрих Шель, Альфред Ашенкампф, Карл Фельско) которые ныне составляют «архитектурное лицо» столицы Латвии, а также многие другие здания общественной направленности и жилые плановые дома.

Из зданий, построенных лично по проектам Лунского, можно отметить жилой шестиэтажный дом на Елизаветинской (ныне — Элизабетес) улице, 11. Он был построен в 1897 году, с точки зрения архитектурной ценности он занимает видное место в иерархии зданий рижского модерна.

Похоронен на Ивановском кладбище в Риге.

Церковное строительство в Прибалтийском крае

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Елгаве

Что касается православных храмов, то 90-е годы XIX века выдались крайне продуктивными в плане религиозного православного зодчества на территории Лифляндии. Многие православные деятели Лифляндии называют этот благотворный период (построено более 70 церквей за 10 лет) золотым веком церквостроительства в регионе. Архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) выдвинул инициативу по строительству православного храма в Митаве. В 1885 году архитектор Лунский, тогда ещё молодой и не обладающий серьёзным опытом, несколько неожиданно получает от епархии заказ на строительство кладбищенской церкви. Церковь, строительство которой началось в 1887 году и завершилось в 1889, было построена архитектором в так называемом русском стиле церковного зодчества, который был поднят на новый уровень петербургским церковным строительным мастером Алексеем Максимовичем Горностаевым, впервые после длительного перерыва использовавшего в православной храмовой архитектуре принцип шатра, тем самым усовершенствовав канон церковного зодчества в православной традиции. Храм рассчитан на 200 прихожан, его отличают инновационные композиционные особенности, изящество и великолепие отделки, прочность и богатая декорированность экстерьера и интерьера. 2 июля 1889 года храм был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковь Успения Божией Матери в Елгаве — первый шатровый храм в истории Прибалтийского края, его отличает то, что шатёр воздвигнут над всем объёмом храма, а не только над традиционной надвратной колокольней.

Петропавловская церковь в Кемери

Ещё одним знаковым для Рижской епархии и для канонического православного зодчества Лифляндии стало сооружение по проекту Владимира Лунского деревянного храма Петра и Павла в курорте Кеммерн, примыкавшего к Рижскому штранду, обладающем высокой значимостью в пределах рекреационной зоны всей Российской империи. Для религиозных нужд русских курортников Архипастырь Арсений выступил с идеей строительства храма, получив поддержку от обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева. Парадоксально, но строительство этого в высшей степени примечательного деревянного храма обошлось епархии в 5000 рублей. Владимир Лунский добровольно отказался от архитектурного жалования за воздвижение Петропавловского кеммернского храма. Срок строительства храма — 1892—1893 годы. В аспекте архитектурной характеристики церковь также принадлежит к образцам шатрового зодчества, при этом Лунский органично и искусно перерабатывает и расширяет канонические формы сакрального северного православного зодчества, дополняя их самобытными архитектурными формами. Многочисленные детали декоративного оформления придают храму величественное живописное изящество, их размещение на фасаде отличается своеобразным авторским ощущением гармонии. Здание по праву считается великолепным образцом православного зодчества в современной Юрмале и в пространственных пределах всей современной Латвии. Отчасти церковь Петра и Павла может считаться кульминационной в творчестве раннего Лунского 1890-х — 1900-х годах.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ