Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ляпидевский, Николай Павлович: биография

Н. П. Ляпидевский раскрывает кантовское понимание соотношения свободы воли и права, обращая внимание на то, что, согласно И.Канту, воля является моральной в той мере, в какой она соответствует закономерному. Воля представляет собой практический разум. Однако разум не приводит человека к счастью, он способен лишь сделать волю средством к достижению счастья. Счастье же достигается тогда, когда цель-воля является доброй сама по себе, однако это бывает далеко не всегда. Разум не принуждает волю к добру, а только обязывает. Соответственно, добром может быть только та воля, которая исполняет свою обязанность. Правило истинного доброго поступка, в свою очередь, ориентируется на добро, если оно имеет форму закономерного, способно сделаться всеобщим законом. Если правило поступка таково, что не может сделаться всеобщим законом, то такой поступок не является моральным. Себялюбие не может приобретать форму всеобщего закона, а личная свобода есть не что иное, как произвол. Для ограничения такого произвола и существует право.

Большое значение Н. П. Ляпидевский придавал раскрытию кантовского понимания нравственности и нравственного закона, которое в кантовской доктрине права занимает центральное место и является необходимым условием сути этого учения.

Н. П. Ляпидевский соглашался с тезисом И. Канта о том, что право как ограничение произвола личности в своём содержании ориентируется на всеобщий закон свободы, который обязывает каждого подчиниться праву. Поэтому право предполагает в себе принуждение. Но принуждение не обязанность, а только власть, принуждение составляет границы права, которое кончается там, где принуждение делается невозможным. Право, ограниченное принуждением, понимется в узком смысле. Право же соединённое со справедливостью, есть право в широком смысле этого слова, проявляет себя как нравственный закон.

Нравственный закон должен исполняться не под принуждением, а исключительно из уважения к нему. Последнее условие становится достижимым тогда, когда закон осознаётся не внешним и чуждым для воли, а понимается так, как будто воля сама себе дала этот закон. Совпадение нравственности и нравственного закона составляет действительное законодательство. Таким образом вслед за И. Кантом Ляпидевский пришёл к выводу о том, что воля не даёт законы, но она сама составляет единую причину своих ограничений и, таким образом, является несвободной. Этот вывод, подчёркивал Н. П. Ляпидевский, И. Кантом был обоснован впервые и отличает его учение от всех предшествующих ему учений и доктрин о праве.

Основные труды

  • Правовые идеи Эммануила Канта. — М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1870. — 31 с.
  • Значение римского права // Московские университетские издания. — Кн. 2. — 1871
  • Римская наследственная система и её влияние на право новых народов// Московские университетские издания. — Кн. 6. — 1871
  • Статистические сведения об отношении адвокатов и стряпчих к количеству народонаселения в государствах Западной Европы // Юридический вестник. — 1871. — № 8
  • Дело внуков Людовика XVI. — М.: Унив. тип., ценз. 1874. — 47 с.; — (Письма из-за границы; Письмо 1).
  • История нотариата. — Москва: Унив. тип. (Катков и К°), 1875. — Т. 1. — 1875. — 310 с.
  • О дополнении нашего действующего законодательства постановлениями об узаконении и признании детей, рожденных вне брака: (Доклад на съезде русских юристов). — М.: Унив. тип. (Катков), ценз. 1876. — 17 с.

Кроме того, ещё будучи студентом Ляпидевский осуществил перевод на русский язык книги И. К. Блюнчли «Общее государственное право» — издана в Москве в 1866 году. В этом же году появился его перевод книги Т. Карлейля: «История Французской революции Карлейля» (Т. 1. — М.: тип. Лазарев. ин-та (А. Мамонтов), 1866).

Литература

  • Ляпидевский, Николай Павлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ