Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Малинка, Николай Афанасьевич

Малинка, Николай Афанасьевич

Живопись

16 февраля 1913 - 14 декабря 1993

советский украинский художник, живописец


Николай Афанасьевич Малинка (укр. Микола Панасович Малинка; 16 февраля 1913, с. Лесняки, Полтавская губерния Российской империи — 14 декабря 1993, г. Яготин, Киевской обл., Украина) — советский украинский художник, живописец.

Детство

Николай Афанасьевич Малинка родился в семье крестьянина-бедняка в с. Лесняки, Яготинской волости, Пирятинского уезда, Полтавской губернии на Украине. Рисовать начал с раннего детства. В школьные годы (1928-29) как вспоминал сам Николай Афанасьевич:

«… по рекомендации художника-профессионала Л. Брюммера, который арендовал в то время помещичий дом, завешав все его стены солнечными пейзажами Крыма, а сам жил с того, что занимался фотографией, он настаивал, чтобы я после окончания школы шёл учиться только в художественный техникум. Но кому я ни говорил из своих родных и знакомых о своём намерении — меня только отговаривали; мол, не профессия, да и не нужна она в годы первых пятилеток!»

После окончания семилетки в 1929 г. Николай Малинка поступил в садово-огородную профшколу, где проучился один год. Может, и стал бы Николай садоводом, но профшколу реорганизовали в техникум свекловодства, и он, не захотев иметь дело со свекловичными вредителями, оставил профшколу, поступил в Харьковский кооперативный техникум на книжное отделение.

Здесь он впервые познакомился с монографиями о художниках, в городских музеях открыл для себя настоящую живопись и осенью 1933 года поступил в Киевский художественный институт на графический факультет и закончил первый курс.

Образование

В 1934 году в г. Киеве три института (Харькова, Одессы и Киева) реорганизовались в один Всеукраинский Художественный Институт. После всех конкурсных испытаний, допущенных студентов трёх вузов, в том числе и Николая Малинку зачислили сначала на подготовительный курс, после чего он окончил ещё два курса живописного факультета.

В 1937 г., прервав учёбу, был призван в армию на действительную военную службу в Особый Кавполк Наркома Обороны. В то время при этой воинской части, дислоцирующейся в г. Москве, находилась изостудия им. М. Б. Грекова. Приказом политуправления Московского военного округа Николая Малинку перевели в эту студию как молодого начинающего художника, где он учился у таких известных художников, как Х. Ушенин — художественный руководитель, Е. А. Кацман — рисунок, В. С. Сварог — живопись, А. М. Герасимов.

К концу 1939 г. в студии обучались 25 красноармейцев. В газете «Правда» (выпуск за 7 декабря, 1939 г.) были отмечены двое из них:

«За пять лет Студия превратилась в художественную школу всеармейского значения… Красноармейцы Н. Малинка и Ф. Усыпенко учатся два года. Это скромные, трудолюбивые и одарённые люди. Они давно уже обратили на себя внимание преподавателей Студии. У обоих сочная живопись, тонкое понимание колорита, удачные композиции…»

И летом 1939 г. Н. Малинка, Х. Ушенин и Ф. Усыпенко отправились на родину И. В. Сталина в г. Гори.

В этой творческой командировке им были написаны такие работы как:

  • «Гори. Общий вид», 1939, холст, масло, 80х90 — с 1940 г. в Центральном музее Вооружённых сил СССР Министерства обороны СССР. С 1983 г. в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова.
  • «Ленин и Сталин у карты фронтов Гражданской войны», 1939
  • «Освобождение Западной Украины», 1939

Многие другие работы экспонировались на художественной выставке в Студии Центрального дома Советской Армии, посвящённой 20-летию РККА, были отмечены грамотой Политуправления Московского военного округа.

Сразу же после демобилизации в декабре 1939 г., в начале 1940 г. Комитет по делам Искусств при СНК УССР направил Николая Афанасьевича Малинку на Западную Украину, где в г. Косов Станиславской (позже — Ивано-Франковской) области было задумано создать художественно-промышленное училище. Он работал сначала в качестве и. о. директора, а потом завуча и художественного руководителя. Молодой художник был увлечён красотой Карпатских гор, богатством местного этноса и фольклора, с которым его навсегда связали воспоминания об этом чудесном крае. Но в связи с тяжёлым семейным положением (отец был парализован, а маленькая дочь лежала в гипсе) через год он вынужден был вернуться в родное село.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ