Сергей Васильевич Малютин (22 сентября [4 октября] 1859, Москва, Российская империя — 6 декабря 1937, Москва, РСФСР, СССР) — русский художник, архитектор. Сын купца, родился, жил, работал в Москве. Автор росписи первой русской матрёшки.
Основные даты
- 1883—1886 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), в мастерских у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и других преподавателей
- 1886 — получил малую серебряную медаль, в 1890 — звание неклассного художника
- 1891—1893 — преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте; в 1903—1917 годах — в МУЖВЗ.
- 1890-е — художник в Русской частной опере С. И. Мамонтова
- 1896 — член Московского товарищества художников
- 1900—1903 — в Талашкино, у княгини М. К. Тенишевой руководил художественными мастерскими, послужившими примером для дальнейшего развития русской художественной промышленности. Член художественного объединения «Мир искусства»
- 1903 — в «Союзе русских художников». Преподавал в МУЖВЗ (по 1917 год)
- 1913 — член «Товарищества передвижников»
- 1914 — академик Академии художеств
- 1918—1923 — преподавал в ГСХМ-ВХУТЕМАСе
- 1918—1921 — участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА»
- 1922 — один из организаторов «Ассоциации художников революционной России»
- 1927—1931 — член художественной группы «Объединение художников-реалистов»
Творчество
Живопись
Иллюстрации и книжная графика
В иллюстрациях и графике проявил лучшие черты русского модерна.
Отменно смотрятся его иллюстрации к А. С. Пушкину:
- «Руслан и Людмила» (1898),
- «О царе Салтане» (1897),
- «О мёртвой царевне и семи богатырях» (1910),
- «О золотом петушке» (1913).
Хороши акварельные работы: «Садко» (1906), «Терем Кощея» (1909).
Театральные работы
Кроме ранних его работ для театра Солодовникова в Москве, заслуживают внимания его эскизы декораций к операм «Садко» (1909) и «Аскольдова могила» (1912), к балету «Щелкунчик» (1913).
Архитектура
В имении «Талашкино» им созданы знаменитый «Теремок» для библиотеки училища и народный театр на 200 зрителей, в Москве же по его проекту возведён знаменитый Дом Перцовой, что расположен неподалёку от храма Христа Спасителя (совместно с архитектором Н. К. Жуковым, руководил постройкой Б. Н. Шнауберт).
Проекты и постройки
- «Теремок» и ворота-калитка во Флёнове (1900—1901, Талашкино Смоленской области);
- Собственный дом (1900—1902, Талашкино), не сохранился;
- Оформление интерьеров театра (1902, Талашкино);
- Архитектурные фантазии в русском стиле (1903, ?);
- Доходный дом З. Г. Перцовой, совместно с архитектором Н. К. Жуковым, руководил постройкой Б. Н. Шнауберт (1905—1907, Москва, Пречистенская набережная, 35);
- Оформление интерьеров квартиры Перцовых в их доходном доме, включая составление проектов мебели (1905—1907, Москва, Пречистенская набережная, 35);
- Церковь Сошествия Святого Духа во Флёнове (1900-е, Талашкино), осуществлена частично по проекту Малютина, завершена по модели архитектора В. В. Суслова и княгини М. К. Тенишевой;
- Проект дачи З. А. Перцовой (1900-е), не осуществлён;
- Оформление интерьера художника В. М. Бакшеева, совместно с хозяином дома (1900-е, Москва, Четвёртый Ростовский переулок), не сохранились.
Выставки
В 1880-х годах начал выставлять свои работы — пейзажи, интерьеры и портреты на московских выставках, в том числе на выставках «Мира Искусства», «Выставка 36 художников», «Союза русских художников» и «Салона». Также принимал участие в Париже на «Exposition de l’Art russe», устроенной С. П. Дягилевым при «Осеннем салоне» (Salon d’Automne).