Марко Асмер (эст. Marko Asmer; родился 30 июля 1984 года в Таллине, СССР) — потомственный эстонский автогонщик.
- Чемпион Британской Формулы-3 (2007).
Общая информация
Отец Марко — Тойво — весьма известная в бывшем СССР и Эстонии личность: Асмер-старший успел неплохо проявить себя и на автогоночном поприще, и поучаствовать в одном из эстонских музыкальных коллективов, и побывать чиновником правительства независимой Эстонии.
Спортивная карьера
Как и многие гонщики того времени Асмер-младший начал свою карьеру с картинговых соревнований: впервые сев за руль подобной техники в 1995 году она за следующие семь лет неоднократно становился чемпионом Эстонии в различных классах, а также участвовал в чемпионатах Европы и мира, где, впрочем, особых результатов не добился.
В 2003 году Марко попробовал себя в гонках формульных серий, переехав в Великобританию: удалось подписать контракт с одной из команд местной Формулы-Форд. Дебютный год прошёл достаточно удачно: эстонец демонстрировал неплохую скорость в тренировках и квалификациях, побеждал в гонках регулярного сезона, стал вторым в фестивале серии. В июне удалось найти финансирование на участие в британском этапе сильного по составу Еврокубка Формулы-Рено V6, где сразу же удаётся набрать очки. В этом же сезоне менеджмент пилота налаживает контакты с автоспортивным подразделением концерна BMW, который в следующие несколько лет будет поддерживать карьеру Асмера и приглашать его на тестовую работу в свои команды в Формуле-1.
Почувствовав возможность быть конкурентоспособным и среди более опытных гонщиков эстонец в 2004 году переходит в гонки Формулы-3, подписав контракт с командой Hitech Racing британского чемпионата. Вновь удалось достаточно быстро привыкнуть к незнакомой для себя техники, регулярно финишировать в Top10. Быстро перейти этот уровень не удаётся: Марко задерживается в подобных гонках на четыре года, приняв участие в сотне стартов и лишь в 2007 году выиграв хоть какую-то серию: выиграв британское первенство, финишировав первым в половине гонок чемпионата. В отдельных стартах лучше других удалось Гран-при Макао 2007 года, где квалифицировавшись вторым, Асмер финишировал четвёртым по итогам основной гонки, показав быстрейший круг.
В 2008 году эстонец провёл сезон в Евросерии 3000 и GP2, где ничем особым не запомнился: в первом чемпионате из-за технических проблем он так и не провёл ни единой гонки, а во второй Марко хоть и регулярно выходил на старт, но предоставленная ему техника была не конкурентоспособна. Неудачный год отпугнул от Асмера всех потенциальных спонсоров, а изменение спортивного регламента в Формуле-1 заставило и руководство BMW прекратить с ним отношения. Менеджмент пытался пристроить эстонца в какое-нибудь первенство, но всё, что он смог добиться в следующие несколько лет, были единичные старты в сериях, которые Асмер уже давно перерос по своему пилотскому умению.
Статистика результатов в моторных видах спорта
Сводная таблица
Результаты | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сезон | Серия | Команда | Гонки | ПП | БК | Победы | Очки | Поз. |
2003 | Британская Формула-Форд | Panasonic Batteries Racing | 20 | 1 | 2 | 2 | 252 | 11-й |
2003 | Фестиваль Формулы-Форд | Hitech Racing | 3 | 1 | 0 | 1 | 2-й | |
2003 | Еврокубок Формулы-Рено V6 | SRTS | 2 | 0 | 0 | 0 | 6 | 19-й |
2004 | Британская Формула-3 | Hitech Racing | 24 | 0 | 2 | 0 | 87 | 10-й |
2004 | F3 Masters | 1 | 0 | 0 | 0 | 16-й | ||
2004 | Суперприз Бахрейна Ф3 | Carlin Motorsport | 1 | 0 | 0 | 0 | 6-й | |
2004 | Гран-при Макао Ф3 | Hitech Racing | 1 | 0 | 0 | 0 | 11-й | |
2005 | Британская Формула-3 | Hitech Racing | 21 | 2 | 1 | 0 | 163 | 4-й |
2005 | F3 Masters | 1 | 0 | 0 | 0 | 7-й | ||
2006 | Японская Формула-3 | Three Bond Racing | 18 | 0 | 1 | 1 | 124 | 7-й |
2006 | Гран-при Макао Ф3 | Hitech Racing | 1 | 0 | 0 | 0 | 13-й | |
2007 | Британская Формула-3 | Hitech Racing | 22 | 10 | 9 | 11 | 293 | 1-й |
2007 | Японская Формула-3 | Three Bond Racing | 8 | 0 | 0 | 0 | 31 | 10-й |
2007 | F3 Masters | Hitech Racing | 1 | 0 | 0 | 0 | 10-й | |
2007 | Гран-при Макао Ф3 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4-й | ||
2008 | Евросерия 3000 | TP Formula | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК |
2008 | GP2 | FMS International | 13 | 0 | 0 | 0 | НК | |
2008 | Формула-1 | BMW Sauber F1 | тест-пилот | |||||
2010 | Австрийский кубок Формулы-Рено | Scuderia Nordica | 1 | 1 | 1 | 1 | 20 | 15-й |
2011 | Международный трофей Формулы-3 | Double R Racing | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК |
Интересные факты
- Марко является первым эстонцем, работавшим в полубоевых условиях с болидом Формулы-1: в 2003 году, в рамках одной из тестовых сессий команды Williams F1, ему доверили вывести автомобиль на трассу.