Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Аспелин, Иоганн Рейнгольд

Аспелин, Иоганн Рейнгольд

Археологи

01 августа 1842 - 29 мая 1915

первый финский археолог, основатель Национального музея Финляндии и музея Хельсинкского университета, организатор археологических исследований в Финляндии


Иоганн Рейнгольд Аспелин или Йоханнес Рейнхольд Аспелин (фин. Johannes Reinhold Aspelin, 1 августа 1842, Мессуби недалеко от Тампере — 29 мая 1915, Хельсинки) — первый финский археолог, основатель Национального музея Финляндии и музея Хельсинкского университета, организатор археологических исследований в Финляндии.

Биография

Родился в семье пастора Хенрика Рейнхольда Аспелина, детство и юность провел в Эстерботтене. В 1862 сдав экзамены на аттестат зрелости, Аспелин поступил в университет, где увлекся теориями ранней истории своего народа. После сдачи кандидатского экзамена (1866) получил степень бакалавра искусств, написал труд на финском языке (1869), в котором он представил историю Северной Финляндии средневекового периода и попытался рассмотреть вопрос о населении этой области в доисторические времена. Высказал мнение, что квены являются карелами и были предками северо-восточного аборигенного населения.

Получил степень магистра в 1869 году, лиценциат в 1876 году и докторскую степень в 1877 году. Аспелин также учился в Московском университете и совершил несколько экспедиций в местам обитания финно-угорских народов России. С ознакомительной целью побывал в странах Северной Европы, Германии, Франции, Польши и Балтии.

В своей докторской диссертации «Основы финно-угорской культуры» (1875) Аспелин выводил исторические корни финно-угров из региона Горного Алтая и долины Енисея, откуда в эпоху бронзы они постепенно мигрировали на запад до Урала. На своей прародине они, по Аспелину, использовали бронзовые предметы производства, но перейдя в новые области, такие как Карелия, они должны были сделать ввиду нехватки металла вновь перейти к каменному производству. Эта теория была опровергнута А. М. Тальгреном уже в начале 1900-х годов.

Аспелин служил хранителем исторического и этнологического музея Хельсинкского университета в 1875—1878, преподавал в Хельсинкском университете в качестве экстраординарного профессора в 1878—1885, работал директором Археологического комитета в 1885—1915. Он был секретарем финской археологической комиссии в 1870—1871 и 1874—1885, а также председателем с 1885 по 1915 год. Аспелин был также председателем финской туристической ассоциации с 1892 по 1907 год.

Выпустил большой археологический атлас с 2200 рисунками древних предметов со всей финно-угорской области, от Северного моря до Средней Волги и от Балтийского моря до Монголии на двух языках в пяти выпусках под названием «Antiquites du Nord Finno-ougrien» («Древности финно-угорского Севера») в период с 1877 по 1884 г.

Экспедиция в долину Енисея

В первой поездке летом 1887 г, кроме Аспелина, участвовал его ученик — археолог Аппельгрен, который ещё студентом принимал участие в путешествиях 1880 и 1881 гг. по Прибалтике и исполнил большинство рисунков в пятом издании указанного выше атласа. Экспедиция, начавшаяся в июне 1887 г., копировала обнаруженные ранее рунические надписи, а также вела поиск новых, выявляя их связи с захоронениями. Базой для проведения исследований стал богатый археологическими находками Минусинский музей. В поездку 1888 г. Аспелин и студент-художник Вуори дважды пересекали Западный Саян и сплавились на плоту по Енисею, возвращаясь в Минусинск. Изучались древние памятники на Чулышмане, в Урянхайской земли и Минусинском округе. Были открыты и скопированы 32 надписи. Предварительные результаты проделанной работы опубликованы И. Р. Аспелиным совместно с О. Доннером. Однако материалы Н. М. Ядринцев, полученные во время его экспедиции в Монголию на реку Орхон опровергли излюбленную теорию Аспелина о древнефинском характере письма. В сообщениях, посланных в 1889 г. в Берлин для Антропологического общества, Аспелин предположил, что более молодые енисейские надписи могли быть сделаны «киргизскими хакасами», которые после эпохи бронзы жили на Верхнем Енисее, и о которых знали китайцы. Другое сочинение «Степные могильники в округе Минусинска на Енисее. Исследование камней с надписями» было написано Аспелиным за 3 года до смерти и опубликовано в юбилейном сборнике финно-угорского общества в честь Томсена.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ