Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мастер Святого Франциска

Мастер Святого Франциска

Живопись

итальянский художник


Мастер Св. Франциска (итал. Maestro di San Francesco, работал в Умбрии приблизительно в 1250—1280 гг.) — итальянский художник.

Это анонимный мастер, оставивший сравнительно большое художественное наследие. Главные его произведения находятся в Перудже и Ассизи, поэтому один из этих городов мог быть местом его рождения. Имя «Мастер св. Франциска» художнику дал немецкий историк искусства Генрих Тоде в 1885 году, назвав так автора алтарной картины «Св. Франциск и ангелы», хранившейся в церкви Санта Мария дельи Анджели в Ассизи (ныне — Монастырский музей, Ассизи), и связав с его творчеством начало раннего Возрождения в Италии.

Станковая живопись

Генрих Тоде составил и первый каталог произведений Мастера св. Франциска, который с тех пор не претерпел значительных изменений. Учёный приписал мастеру ряд фресок в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, а также авторство разрозненных панелей, хранящихся в Национальной Галерее Умбрии, Перуджа, которые ранее составляли большой двусторонний алтарь. Позднее в разных музеях были обнаружены ещё несколько деталей этого алтаря. Эксперты считают его старейшим полиптихом такого типа. Американский исследователь Диллан Гордон, посвятивший в 1982 году этой проблеме отдельную работу, считает, что до наших дней дошло менее половины картин этого полиптиха. Другой специалист, Донал Купер (2001), поясняет, что тип такого двустороннего алтаря возник как ритуальная необходимость, поскольку одна его сторона была обращена к пастве, в то время как другая к церковной братии и хору, располагавшемуся за алтарём.

Согласно реконструкции Диллана Гордона в полиптихе было как минимум 18 панелей с изображениями святых, апостолов, пророков и сцен страстного цикла. От последних сохранились только «Снятие с креста» и «Оплакивание» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа). Также до наших дней дошли: «Св. Антоний», «Св. Франциск принявший стигматы», «Св. Матфей», (Национальная Галерея Умбрии, Перуджа), «Святые Варфоломей и Симон» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). «Св. Иаков-младший» и «Св. Иоанн Богослов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства), и пророк – «Исайя» (Ассизи, Сокровищница Храма св. Франциска), «Св Пётр» (Собрание Стоклет, Брюссель). Гаррисон (1949) и Шультце (1961) считали, что алтарь был создан для Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, но Гордон (1982) установил, что произведение предназначалось для храма Св. Франциска в Прато.

Двусторонний полиптих из церкви Сан Франческо в Прато.

  • Снятие с креста. Ок. 1272. Национальная Галерея Умбрии, Перуджа

  • Оплакивание. Ок. 1272. Национальная Галерея Умбрии, Перуджа

  • Св. Антоний Падуанский. Ок. 1272. Национальная Галерея Умбрии, Перуджа

  • Св. Франциск принявший стигматы. Ок. 1272. Национальная Галерея Умбрии, Перуджа

  • Св. Матфей. Ок. 1272. Национальная Галерея Умбрии, Перуджа

  • Св. Иаков-младший. Ок. 1272. Национальная галерея искусства, Вашингтон

  • Св. Иоанн Богослов. Ок. 1272. Национальная галерея искусства, Вашингтон

  • Святые Варфоломей и Симон. Ок. 1272. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Единственным датированным произведением Мастера св. Франциска является большой расписной крест из церкви Сан Франческо аль Прато (1272 г., ныне — Перуджа, Национальная галерея Умбрии). Специалисты считают, что над ним мастер работал вместе с помощником. В этом кресте видно сильное влияние Джунта Пизано, однако Мастер св. Франциска использовал свою, более яркую колористическую гамму.

Кроме этого, Мастеру св. Франциска по стилистическим признакам приписывают ещё ряд произведений: три больших расписных креста (Национальная галерея, Лондон; Париж, Лувр; и Флоренция, Собрание Актон), «Двусторонний крест» из Сокровищницы Храма Сан Франческо в Ассизи, «Крест» из Музея Валльрафа-Рихартца, Кёльн, «Пьета» из Коллекции Стоклет, Брюссель (поскольку видна явная связь автора этой работы с произведениями Мастера св. Франциска) и «Св. Клара» из Национальной галереи Умбрии, Перуджа.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ