Мастер М. S. (венг. M S mester или M. S. mester) — неизвестный по имени венгерский или немецкий художник, творческая активность которого в современной Центральной Словакии относится к периоду между 1500 и 1510 годами. Был назван по стилизованной монограмме «M + S», которой он подписывал свои произведения.
Биография
Единственная известная нам работа Мастера — выполненный в 1506 году большой алтарный полиптих из старой церкви Пресвятой Девы Марии (впоследствии она была встроена в крепость Старый замок) в городе Selmecbnya, одном из самых богатых в начале XVI века шахтерских городов Верхней Венгрии (сейчас — Банска Штьявница, Словакия). Прежде считалось, что алтарь находился в церкви Святой Екатерины.
Историки немецкого и венгерского искусства неоднократно пытались определить имя художника, скрывавшегося под этой монограммой. Наибольшей популярностью пользуются в настоящее время три версии:
- Йорг Бреу Старший (ок. 1475/1480, Аугсбург — 1537) — художник и гравёр, представитель Дунайской школы живописи. Влияние Дунайской школы заметно в работах Мастера M. S.
- Mастер M. Z.. В настоящее время принято считать, что под этой монограммой скрывался Matthus Zaisinger (1478—1555) — немецкий гравёр, золотых дел мастер и рисовальщик из Мюнхена, от которого сохранилось 22 офорта и 3 рисунка (хранятся в музеях в Берлине, Нюрнберге и Мюнхене). В этих работах заметно итальянское влияние, он некоторое время проживал в Италии (в 1500 году, в Святой год, совершил паломничество в Рим). Этот художник, хотя знал и использовал графические работы молодого Дюрера, был старше его и, вероятно, родился в 1450 году. Его офорты были сделаны после поездки в Рим. Алтарные панели в Selmecbnya в этом случае — более поздние и основные его работы
- Венгерский художник Себастьян (венг. Sebestyn), упоминаемый в городских документах Selmecbnya под 1507 годом.
Стиль
Творчество Мастера сочетает в себе драматизм, красочность, декоративность, глубину, имеет сходство с работами Альбрехта Дюрера, Дунайской школы и Маттиаса Грюневальда. Также оно наследует некоторые традиции фламандских живописцев конца XV века.
Произведения
Единственная известная нам работа Мастера — выполненный в 1506 году алтарный полиптих церкви Пресвятой Девы Марии в Банска Штьявница. Только семь из восьми первоначальных алтарных панелей сохранились, в настоящее время они находятся в разных собраниях. Верхний ряд алтаря состоял из четырёх изображений радостных событий в жизни Иисуса:
- «Благовещение», оно в настоящее время утеряно
- «Встреча Марии с Елизаветой», в настоящее время в Музее изобразительных искусств, Будапешт
- «Рождество Христово», находится в церкви Святого Антония (деревня Szentantal в Центральной Словакии)
- «Поклонение волхвов», находится во Дворце изящных искусств Лилля (с конца XIX века), Франция
Нижний ряд алтаря состоит из четырёх эпизодов Страстей Христовых, все они находятся в Христианском музее, Эстергом:
- «Христос на Масличной горе»
- «Несение креста»
- «Распятие»
- «Воскресение»
Мастер M. S., вероятно, также принял участие в работе над скульптурами, которые были частью алтаря. Некоторые из этих скульптур сохранились, но степень участия художника в их создании неизвестна.
Галерея
-
Мастер M. S. Встреча Марии и Елизаветы
-
Мастер M. S. Рождество Христово
-
Мастер M. S. Поклонение волхвов
-
Мастер M. S. Христос на Масличной горе
-
Мастер M. S. Несение креста
-
Мастер M. S. Распятие
-
Мастер M. S. Воскресение