Борис Андреевич Михайлов (укр. Борис Андрійович Михайлов; 25 августа 1938, Харьков, СССР) — советский украинский художник, фотограф.
Биография
Борис Михаилов, один из наиболее значимых современных фотографов, инженер по образованию. Свой творческий путь и первые фотографические опыты он начал в Харькове. Его работы стали символами социальной документальной фотографии.
В конце 1960-х годов он провел свою первую выставку. После того, как работники КГБ нашли фотографии его обнаженной жены, и обвинили его в порнографии, ему пришлось оставить работу инженера на харьковском заводе и подрабатывать на различных работах, все свободное время отдавая фотографии. Полностью посвятил себя искусству с 1998 года. Он снимал документальные сцены повседневной жизни. Самым известным циклом работ периода 1968—1975 стала «Красная серия». На этих фотографиях, где были изображены люди, их быт и городская жизнь, он главным образом использовал красный цвет. Красный служил символом Октябрьской революции, коммунистической партии и социальной системы советского общества. Считается, что данные работы критически освещали существующую тогда политическую систему. К работе Klebrigkeit (1982) Борис Михайлов добавил примечание, где объяснил, что использует работы, как записи в дневнике. Важной частью современного искусства считаются его работы «История болезни». В этом цикле он исследует последствия развала Советского Союза для людей, живущих в тех условиях. Он систематически снимал бездомных и люмпен-пролетариев, которые доверяли ему и соглашались на откровенные фото. Более 500 фотографий изображают людей, которые после развала Советского Союза не смогли найти своё место в жизни и обеспечить себе достойное существование в новой социальной системе. Борис Михайлов откровенно и прямо критикует «маску красоты», анализирует стихийное неприятие постсоветского капиталистического образа жизни. Это один из самых знаковых и лучших циклов его работ, которые стали признанными мировыми шедеврами социальной документальной фотографии.
Борис Михайлов — единственный украинский лауреат международной премии «Хассельблад» (эквивалент Нобелевской премии в области фотографии), которую ему присудили в 2000 году. В 2008 году избран членом Академии визуальных искусств в Берлине. Живёт и работает в Берлине и Харькове.
Работы находятся в собраниях
- MoMA, Нью-Йорк.
- Metropolitan Museum, Нью-Йорк.
- Tate Modern, Лондон.
- Victoria & Albert Museum, Лондон.
- Музей Stedelijk Museum, Amsterdam.
- Frans Hals Museum, Haarlen, Holland.
- Tel Aviv Museum of Art.
- Pinakotek der Moderne, Munchen.
- MUSAC, Lion, Spain.
- Ludwig Museum Koln, Germany.
- ICA Boston.
- ICA Chicago.
- National Museum of Art, Ocaka, Japan.
- Nationalgalerie in Hamburger Bahnhof, Берлин.
- BMW Bank Collection, Germany.
- DZ Bank Collection, Germany.
- Deutcher Bank Collection, Germany.
- Art Gallery of South Australia.
- Museum Folkwang, Essen, Germany.
- Saatchi Collection, Лондон.
- Berlinische Gallery, Берлин.
- Русский музей, Санкт-Петербург.
- Музей АРТ4, Москва.
- Московский дом фотографии.
- Государственный центр современного искусства, Москва.
- Музей Стеделик, Амстердам.
- Библиотека искусств Государственных музеев Берлина, Берлин.
- DAAD Berliner Kunstprogramm, Берлин.
- Галерея искусств города Берлина, Берлин.
- Музей фотографии в Винтетуре, Винтетур.
- Музей Шпренгель, Ганновер.
- Музей современного искусства, Загреб.
Персональные выставки
- 2013 — «U N R E S P E C T A B L E» ЕрмиловЦентр, Харьков
- 2009 — «Место, время…» Манеж, Москва (В рамках 3-й Московской биеннале современного искусства)[1]
- 2008 — «Бриколлаж». ГЦСИ, Москва.
- 2008 — «Красный. Коричневый. Вчерашний бутерброд». Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.
- 2006 — Bereznitsky Gallery, Berlin, Moments/Monuments
- 2006 — Shugoarts, Tokyo, Yesterday’s Sandwich
- 2005 — Galerie Ilka Bree, Bordeaux, Butterbrot
- 2005 — Centre de la Photographie, Geneve, Look at me I look at Water
- 2004 — Palau de la Virreina, Barcelona
- 2004 — Galerie Barbara Weiss, Berlin, In the Street
- 2004 — Institute of Contemporary Art, Boston MA
- 2003 — Fotomuseum Winterthur, Private Freuden, lastende Langweile, ffentlicher Zerfall — eine Retrospective
- 2002 — Pace/MacGill Gallery, New York, The Insulted and the Injured
- 2001 — Haus der Kulturen der Welt, Berlin, Case History&Heiner Mller Project
- 2001 — Saatchi Gallery, London.
- 1994 — «У земли», XL Галерея, Москва