Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ахундзаде, Сакина Мирза Эйбат кызы

Ахундзаде, Сакина Мирза Эйбат кызы

Театр

первая азербайджанская женщина-драматург и романистка, общественный деятель, педагог, автор учебников на азербайджанском языке, активная деятельница мусульманского женского благотворительного общества в Баку


Сакина Мирза Эйбат кызы Ахундзаде (азерб. Skin Mirz Heybt qz Axundzad; 1865, Куба — 1927, там же) — первая азербайджанская женщина-драматург и романистка, общественный деятель, педагог, автор учебников на азербайджанском языке, активная деятельница мусульманского женского благотворительного общества в Баку.

Биография

Ранние годы. Жизнь в Кубе

Сакина Ахундзаде родилась в 1865 году в городе Куба в знатной семье. Её отец Мирза Эйбат был активным членом литературного общества «Гюлистан», созданного видным азербайджанским учёным и просветителем Аббаскули-ага Бакихановым, а также поэтом, писавшим под псевдонимом «Феда». Благодаря воспитанию в такой культурной среде, у Сакины с детства пробудилась любовь к литературе, театру, искусству.

В юном возрасте в Кубе вышла замуж за человека по имени Талыб. В браке родилась дочь Окюмаханум. Талыб открыто выступал в поддержку своей супруги, занимавшейся просвящением среди девочек в Кубе. Это не нравилось консервативно настроенным жителям и в итоге Талыб был убит гачагом по имени Али. Позднее Сакина Ахундзаде вышла замуж за преподавателя русского языка в Кубе Мухаммеда Агабекова. За годы в браке с Агабековым, Сакина Ахундзаде в своём доме открыла бесплатную школу для девочек. Вскоре у семейной пары родился сын Юсиф, известный позднее как профессор и доцент Гянджинского университета Юсиф Агабеков (подвергнут репрессиям в 1937 году и расстрелян). Проходит немного времени и умирает второй муж Ахундзаде Мухаммед Агабеков.

Переезд в Баку. Первые пьесы

В 1900 году Сакина Ахундзаде была приглашена в Баку нефтепромышленником и миллионером Гаджи Зейналабдина Тагиева, узнавшим о её просветительской деятельности в Кубе. Некоторое время Ахундзаде преподавала шариат и литературу в Бакинской мусульманской школе Тагиева для девочек. Как отмечал театральный критик Гулам Мамедли, в то время как Сакина Ахундзаде стала преподавать, на сценах Баку ставились спектакли с участием Джахангира Зейналова, Абульфата Вели, Мирза Ага Алиева, Гусейна Араблинского, женские роли играли мужчины, а женщины, в том числе и Сакина Ахундзаде, могли смотреть спектакли, только будучи в чадре и в специальной ложе для женщин.

Согласно воспоминаниям Ахундзаде, она старалась найти путь, способный как привлечь женщин в театр, так и заставить играющих их образы мужчин не одеваться в женскую одежду. Первой пьесой, написанной Ахундзаде, стала «Польза науки» (или «О пользе науки»). После она создала пьесу «Слово правды бывает горьким». В этих драмах было очень много женских образов. Режиссёрством обеих спектаклей занималась сама Сакина Ахундзаде. Все роли же раздала коллегам-преподавателям и ученицам. В день постановки все роли играли женщины и девушки, среди зрителей также были одни женщины. Главную мужскую роль в пьесе «Польза науки» сыграла Фатима Гаджинская. По словам Мамедли, «так азербайджанские женщины постигли вкус сценического искусства». Ученица Сакины Ахундзаде, Фатима Султанова-Гаджинская позднее рассказывала:

Мы слышали о театре, но никогда не видели спектакля. Мы мечтали его увидеть. Осуществила нашу мечту наша учительница Сакина ханум. Она сама написала пьесу «Элмин бахрасы». Она прочла нам пьесу. Распределила роли. Основную роль пьесу, роль Сарвар хана поручила мне. После уроков она репетировала с нами. Когда спектакль был готов, мы показали его 2 декабря 1904 года в Баку в русско-мусульманской школе. Сакина ханум раздала нам билеты заранее, чтобы мы могли пригласить на спектакль наших подруг, матерей, сестер. Таким образом, автор пьесы, режиссер спектакля была женщина, исполнителями ролей были девушки, зрителями также были девушки и женщины. Спектакль прошел с большим успехом.

Дальнейшее творчество

Сакина Ахундзаде также переводила некоторые произведения из турецкой литературы на азербайджанский язык и помогала ставить их на сцене. Подготовленная ею драма «Плоды насилия», написанная на основе оперы «Лакме» французского композитора Лео Делиба, и «Злосчастный ребёнок» из творчества Намыка Кемала, долгие годы ставились на азербайджанской сцене при участии Гусейна Араблинского, Аббаса Мирзы Шарифзаде. Так, в 1914 году «Плоды насилия» впервые была поставлена в Тифлисе Гусейном Араблинским, а в 1917 и 1922 гг. в Баку Аббас Мирзой Шарифзаде. В начале 1920-х гг. «Плоды насилия» была поставлена труппой общества «Ниджат», на сцене Азербайджанского драматического театра. Ахундзаде написала также комедию «Невестка и свекровь».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ