Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Аль-Хасан ан-Наубахти: биография

После описания «крайних» сект автор возвращается к изложению истории аббасидских шиитов-равандитов: абумуслимитов (стр. 41-42), разамитов (стр. 42) и хурайритов (стр. 42). Далее следует история «истинных» Аббасидов, утвердивших имамат в потомстве ал-Аббаса по завещанию Абу Хашима (стр. 42-43), решение ал-Махди узаконить права Аббасидов на верховную власть ссылкой на родство их предка с пророком (стр. 43-44) и возникшие в результате этого разногласия (стр. 44-46). Завершается раздел о шиитах-аббасидах описанием двух «крайних» аббасидских сект: хашимитов (стр. 46) и равандитов, обожествлявших аббасидского халифа ал-Мансура (стр. 46-47).

После описания сект приверженцев Аббасидов автор возвращается к изложению собственно алидской истории — расхождения среди шиитов-алидов после убийства ал-Хусайна (стр. 47), история имамата Али ибн ал-Хусайна (стр. 47-48); сурхубиты (стр. 48-49) и разногласия между ними по вопросу знаний имамов и путей приобретения ими этих знаний (стр. 49-50); зайдитские секты, из которых автор выделяет «слабых» зайдитов или иджлитов (стр. 50), бутритов (стр. 50-51), «сильных» зайдитов и хусайнитов (хусейнитов) (стр. 51-52). Там же (стр. 52) автор упоминает мугиритов, признававших имамат зайдитского имама Мухаммада ибн Абдаллаха до смерти последнего.

Далее приводятся история имамата Мухаммада ибн Али, биографические сведения о его жизни (стр. 52-53) и расхождения среди шиитов-алидов после его смерти: мугириты (стр. 54), приверженцы имамата Джафара ибн Мухаммада и его противники (стр. 55); разногласия среди шиитов-алидов относительно бада и такийа (стр. 55-57); биографические сведения о жизни Джафара ибн Мухаммада (стр. 57).

Затем автор переходит к описанию сект, образовавшихся после смерти Джафара ибн Мухаммада: навуситы (стр. 57), «истинные» исмаилиты (стр. 57-58), мубаракиты (стр. 58), хаттабиты и борьба с ними (стр. 58-60), карматы (стр. 61-64), сумайтиты (стр. 64-65), футхиты (стр. 65-66), приверженцы имамата Мусы ибн Джафара (стр. 66-67).

Далее следует описание пяти сект, образовавшихся после смерти Мусы ибн Джафара: катиты (стр. 67), секты, отрицавшие его смерть и считавшие его каимом махди (стр. 67-68) (см. сн. 94), вакифиты-мамтуриты (стр. 68-70), башариты (стр. 70-71). Завершается этот раздел историей заточения Мусы и биографическими сведениями о его жизни (стр. 71-72).

Затем автор сообщает о расхождениях среди шиитов по вопросу имамата после смерти Али ибн Мусы, в результате чего образовалось несколько сект: приверженцы имамата Мухаммада ибн Али (стр. 72), приверженцы имамата Ахмада ибн Мусы (стр. 72), муаллифиты (стр. 72), мухаддиситы (стр. 72-73), «сильные» и «проницательные» зайдиты (стр. 73). Этот раздел также завершается биографическими сведениями о жизни Али ибн Мусы (стр. 73-74) и изложением причин образования двух из упомянутых сект — расхождения по поводу возможности управления общиной имамом, не достигшим совершеннолетия (стр. 74).

Далее излагается дискуссия среди приверженцев имамата Мухаммада ибн Али по поводу приобретения им знаний, необходимых для руководства общиной (стр. 74-76), и приводятся биографические данные о его жизни (стр. 76-77).

После этого автор переходит к имамату Али ибн Мухаммада, сообщает биографические сведения о его жизни (стр. 77), рассказывает историю образования «крайней» секты нумайритов (стр. 78) и историю имамата Мухаммада ибн Али (стр. 78-79). Затем идет история имамата ал-Хасана ибн Али и приводятся биографические сведения о его жизни (стр. 79).

Завершается сочинение изложением учений об имамате тринадцати сект, образовавшихся после смерти ал-Хасана ибн Али (стр. 79-94). Автор не дает названий этих сект, а перечисляет их под порядковыми номерами. Исключение составляют десятая секта — нафиситы (стр. 88-89), двенадцатая — имамиты (стр. 90-93) и тринадцатая — «истинные» футхиты (стр. 93-94).

Простой обзор содержания показывает, что название «Шиитские секты» применимо только ко второй половине труда, причем под шиитами автор подразумевает преимущественно умеренное течение в шиизме — имамитов. Первая же половина труда посвящена изложению разногласий, существовавших в ранней мусульманской общине и волновавших умы мусульман. Автора этой части труда меньше всего занимали вопросы классификации сект и их генетическое родство, тогда как вторая половина труда представляет собой попытку дать цельную картину истории имамитских сект и показать их последовательное развитие, отпочкование и соподчинение.

Прежде всего, все секты общины автор выводит из четырёх исходных религиозно-политических группировок (фирка): шииты, мутазилиты, мурджииты и хариджиты. Основным вопросом, из-за которого произошло это разделение, был вопрос о праве на руководство общиной верующих. Политический характер происхождения этих группировок для автора вполне очевиден: после смерти пророка именно борьба за главенство в общине послужила решающим толчком к разделению верующих на группировки.

Очень важно проследить процесс превращения религиозно-политических группировок в религиозно-догматические школы и секты. В этом отношении исключительного внимания заслуживают сведения, представленные в «Шиитских сектах», о самых ранних группировках в исламе, когда были разработаны основы религиозно-политической идеологии мусульман.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ