Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Аюханов, Булат Газизович

Аюханов, Булат Газизович

Театр

День рождения 13 сентября 1938

казахский советский артист балета, балетмейстер и педагог


Булат Газизович Аюханов (род. 13 сентября 1938, Семипалатинск, Казахская ССР, СССР) — казахский советский артист балета, балетмейстер и педагог. Солист Театра оперы и балета Казахской СССР (с 1957), руководитель Алма-Атинского хореографического училища (с 1964), основатель и бессменный руководитель «Молодого балета Алма-Аты» (1967, с 2003 года — Театр танца Республики Казахстан). Считается «живой легендой» казахстанского балета.

Биография

Булат Аюханов родился 13 сентября 1938 года в Семипалатинске. Отец — Куватов Газиз был репрессирован. Мать — Рахиля Аюханова после войны переехала в Алма-Ату с тремя детьми. Здесь в 1955 году Булат окончил Алма-Атинское хореографическое училище, после чего в 1955—1957 годах проходил стажировку в Ленинградском хореографическом училище, где среди прочих учеников общался с Рудольфом Нуреевым — их обоих объединяла фанатическая влюбленность в классический танец. После окончания обучения вернулся в Алма-Ату.

В 1957—1959 годах был солистом балета Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. С 1959 по 1964 год обучался на балетмейстерском отделении Московского государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС) на курсе профессора Захарова, которое закончил с отличием.

В 1964 году, в возрасте 26 лет, Аюханов возглавил Алма-Атинское хореографическое училище. Продолжая работать в театре имени Абая как танцовщик и балетмейстер, он вместе с ведущей балериной Инессой Манской параллельно выступает в организованном ими «Театре двух актёров». В 1967 году основал ансамбль хореографических миниатюр «Молодой балет Алма-Аты», в репертуар которого вошла большая часть программ «Театра двух актёров». В этой труппе Аюханов был одновременно исполнителем, педагогом, руководителем, и даже концертмейстером занятий. Он позиционировал «Молодой балет Алма-Аты» как коллектив солистов, где нет традиционного для театра кордебалета и практически каждый артист имеет собственный сольный репертуар. Ансамбль, состоящий из 35 артистов, многократно гастролировал по Европе и Азии, участвовал в фестивалях искусства «Русская зима» (Москва) и «Белые ночи» (Ленинград). В 1971 году коллектив был удостоен звания «Лауреат премии Ленинского комсомола Казахстана», в 1975 году переименован в «Государственный ансамбль классического танца Казахской ССР», в 1998 году получил звание «академический», в 2003 году стал «Государственным академическим театром танца Республики Казахстан».

Булат Аюханов — доктор искусствоведения, профессор Академии искусств им. Т. Жургенова, также член общественной организации «Международная академия информатизации» (с 2004).

Постановки

В 1965—2010 годах осуществил более тридцати балетных постановок на музыку казахстанских композиторов, в том числе на сценах Дворца съездов и Большого театра СССР (в рамках Дней Казахстана в Москве, 1966), в канадском Монреале (в рамках ЭКСПО-67), во Франции (в рамках дней Амре Кашаубаева в Париже), лондонском театре Бернарда Шоу и Кадоган-холле (в рамках фестиваля «Из сердца Средней Азии», 2006).

В 2010 году Аюханов поставил балет «Белое облако Чингисхана» по одноимённой книге Чингиза Айтматова .

Постановки в других театрах:

  • «Петрушка» И. Стравинского (Бишкек)
  • «Кыз Жибек» Е. Брусиловского; казахский танец «Ак-ку» («Лебеди») на музыку Сугураи в Государственном народном ансамбле (Улан-Удэ).
  • «Караван» Т. Кажгалиева (Ленинград).
  • «Кармен-сюита» Р. Щедрина, «Саломея» на музыку М. Лившица, «Болеро» М. Равеля, «Любительница абсента» А. Алексеева, «Дама с камелиями» на музыку Дж. Верди (Красноярск).
  • хореографическая версия Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского (антреприза Е. Гильфановой, Москва).
  • «Проделки Насреддина» С. Юдакова, Большой театр имени Алишера Навои; «Рапсодия на тему Паганини» С. Рахманинова, Национальная академии хореографии (Ташкент).
  • «Болеро» М. Равеля, «Фархад и Ширин» на музыку А. Меликова, «Кармен-сюита» Р. Щедрина (Измир, Турция).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ