Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Некрасова, Юлия Борисовна

Некрасова, Юлия Борисовна

Психологи

14 декабря 1931 - 22 мая 2004

логопед, психолог, автор уникального метода социореабилитации взрослых и подростков, страдающих заиканием


Юлия Борисовна Некрасова (14 декабря 1931, Москва — 22 мая 2004, Москва) — логопед, психолог, автор уникального метода социореабилитации взрослых и подростков, страдающих заиканием.

Биография

  • Родилась 14 Декабря 1931 года в Москве.
  • В 1950 году поступает на дефектологический факультет МГПИ им В. И. Ленина. Учится у С. С. Ляпидевского, О. В. Правдиной, Л. В. Мелеховой, А. В. Ипполитовой.
  • В 1955 году с отличием окончила логопедическое отделение дефектологического факультета МГПИ им В. И. Ленина.
  • С 1955 по 1965 работала логопедом в поликлинике Министерства путей и сообщений.
  • В начале 1960-х гг. проходит обучение у врача К. М. Дубровского, который при помощи заведующего кафедры психотерапии в Харькове И. З. Вельвовского провел несколько курсов обучения своему методу «сеанса одномоментного снятия функциональных неврозов», в том числе и логоневроза. Эти курсы на базе Харьковской поликлиники МПС тогда прошли сотни врачей, занимающихся нервными расстройствами, и логопедов. Освоить метод сумели единицы, и одной из лучших и любимых учениц была Ю. Б. Некрасова.
  • В 1968 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Восстановление речи взрослых заикающихся в амбулаторных условиях».
  • В 1974—1976 гг. Ю. Б. Некрасова — научный сотрудник НИИ дефектологии. Она руководила лабораторией психотерапевтических методов реабилитации заикающихся, которая была открыта при поддержке академика А. В. Петровского.
  • С 1976 года работает в лаборатории психических состояний НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством Ф. Д. Горбова.
  • С 1980 по 2000 гг. Юлия Борисовна работала в ПИ РАО под руководством академика А. А. Бодалева сначала старшим, а затем ведущим научным сотрудником в лаборатории «Психология общения в семье и школе», преобразованной в 1993 г. в научно-исследовательскую группу «Психологии общения и реабилитации личности».
  • В 1992 году защитила докторскую диссертацию на тему «Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся».
  • Ю. Б. Некрасова участвовала в международных конгрессах и симпозиумах по психологии и психотерапии — её методика была представлена в Финляндии (1985), Англии (1989), Италии (1989), Чехословакии (1991), ФРГ (1989, 1990, 1992, 1994).
  • В течение многих лет Ю. Б. Некрасова вела и общественную работу, являясь лектором постоянно действующей школы-семинара при ассоциации педагогов-исследователей, была членом одной из комиссий Детского фонда им. В. И. Ленина.
  • Ю. Б. Некрасова скончалась в Москве 22 мая 2004 года.

Метод социореабилитации заикающихся взрослых и подростков Ю. Б. Некрасовой

Система реабилитации заикающихся взрослых и подростков, окончательно сформировавшаяся к 1992, году включает пропедевтический этап, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии и этап активной логокоррекции. Суть метода заключается в вызывании, усилении и закреплении у пациентов готовности к речи, а также обучении свободе смены психических состояний, необходимой для полноценной коммуникации.

Пропедевтический этап — длится не менее полугода. Его главная составляющая — разработанная Ю. Б. Некрасовой библиотерапия, являющаяся одновременно диагностическим и лечебным компонентом. В своей методике Ю. Б. Некрасова предлагает произведения различных авторов, произведения первой группы вызывают у пациентов уверенность в избавлении от заикания, которая связана. только с надеждой на психотерапевта. Произведения второй группы, с психологической точки зрения значительно сложнее для заикающегося. В произведениях первой группы избавление от недостатка, боли, конфликта происходит само собой, независимо от усилий персонажей гадкий утенок превращается в лебедя, потому что он родился лебедем, во второй группе произведении герои пытаются найти выход из трудной ситуации самостоятельно. Однако, нарастание психологических трудностей остаётся незамеченным для пациента, который уже включился в сам процесс анализа произведения. Одним из центральных произведении на этом этапе является книга «Я умею прыгать через лужи» Маршалла А. Анализ произведении второй группы не только психологически подготавливает пациента к трудностям предстоящего лечения, но и помогает психотерапевту найти индивидуальны" подход к каждому из них. Нa этом работа с книгой не заканчивается, в целом предлагается более 30 произведении с нарастающей сюжетной, философской и психологической сложностью. В данной методике кульминацией творческой активности пациента является готовность стать автором собственного произведения. Важным моментом в таком роде творчества служит его образно-символическая форма, опосредованно подсказанная психотерапевтом. Ю. Б. Некрасова делает из применения своей методики следующие выводы: 1) творчество, поисковая активность дают возможность пациенту преодолеть «зацикленность» на своих проблемах, помогают увидеть себя и мир по-новому, что является необходимым условием для постепенного разрыва порочного круга логоневроза; 2) создаются условия для раскрытия индивидуальности и неповторимости каждого пациента, перестраивается потребностно-мотивационная сфера, возникают новые ценностные ориентации, из-меняется личностная направленность; 3) опосредованность воздействия моделирует ситуацию творческого процесса и делает возможным совершение пациентами многих самостоятельных открытий нравственного, философского, психологического, эстетического и даже научного плана; 4) введение данного этапа меняет всю структуру психотерапевтического процесса, свёртывая традиционный выжидательный этап за счёт активного раскрытия и перестройки личности; 5) Особое психологическое значение имеет возникающее в ходе пропедевтического этапа динамическое единство психотерапевта и пациента; 6) библиотерапия как комплексная методическая система включает в себя диагностическую, коммуникативно-моделирующую и терапевтическую функции; 7) библиотерапия пробуждает состояние поисковой активности, которое стимулирует оздоровительные механизмы коррекции заикания 8) воздействуя на личность и психическое состояние человека, библиотерапия является мощным средством в системе коррекционной педагогики.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ