Эрнст Никиш (нем. Ernst Niekisch; 23 мая 1889, Требниц — 27 мая 1967, Западный Берлин) — немецкий политик и идеолог национал-большевизма, противник гитлеризма.
Биография
Родился 27 мая 1889 в Требнице (Силезия), юность прошла в баварском городке Нёрдлинген. Работал школьным учителем.
В 1917 году Никиш вступил в Социал-демократическую партию Германии. В ноябре 1918 года становится председателем Советов рабочих и солдат города Аугсбурга. В 1919 г. участвовал в установлении советской власти в Баварии. В этот период Никиш на время выходит из СДПГ, и вступает в образовавшуюся на базе левого крыла германской социал-демократии Независимую социал-демократическую партию Германии (НСДПГ). В 1919 г. он избирается от НСДПГ в баварский парламент, однако вскоре возвращается в СДПГ.
В 1920-е годы взгляды Никиша претерпевают эволюцию, он находится под влиянием националистических идей. Оставаясь членом СДПГ, Никиш критикует пацифистскую позицию партийного руководства, и политику, проводившуюся властями Веймарской республики. В частности, он выступает против согласия Германии на условия «Плана Дауэса», и подписания Локарнских договоров 1925 года. Никиш организует платформу в СДПГ, прямо противоположную позиции идеолога социал-демократии Эдуарда Бернштейна, что приводит к его изоляции.
В 1926 г. Никиш исключен из СДПГ. В том же году переходит в небольшую Старую Социалистическую партию Саксонии, и становится главным редактором партийного журнала «Der Volksstaat» (с нем.—«Народное государство»). Партия переходит под контроль Никиша, и воспринимает в качестве идеологии исповедуемый им националистический вариант социализма.
1 июля 1926 г. Никиш основывает собственный журнал «Widerstand» (с нем.—«Сопротивление»). Эпиграфом журнала стали слова Клаузевица: «Сопротивление — это такая деятельность, вследствие которой силы врага должны постоянно разрушаться в таких масштабах, что враг должен отказаться от своих целей».
Начиная с 1927 год Никиш сближается с Августом Виннигом, а через него со всеми основными фигурами «Консервативной революции», младоконсерваторами, неонационалистами и представителями движения «бюндиш». Встреча с Эрнстом Юнгером становится решающим событием для идеологической эволюции Никиша. В интеллектуальных кругах, близких к журналу «Widerstand» постепенно разрабатывается идеология национал-большевизма.
Идеолог национал-большевизма
Никиш и его последователи называют себя «национал-большевиками», подчеркивая как национальный, так и социальный характер своей борьбы. В национал-большевистской идеологии ортодоксально-марксистская идея о «пролетарской организации класса» уступает место идее о «пролетарской организации всего народа», что должно было привести к освобождению «всего народа», «национального целого».
Анализируя события, последовавшие за Ноябрьской революцией 1918 года, Никиш писал:
«Безнадежность положения Германии заключается в том, что в качестве элементарного события не произошло объединения классовой борьбы пролетариата с национальным пафосом. Воля к классовой борьбе, которая сосредоточена на своей чистоте и неопределенности, не освобождает даже тот социальный слой, который её ведет. Воля к классовой борьбе как политический инструмент и вместилище национальной воли к жизни освобождает народы.».
Национал-большевики настаивали на социальной революции, призванной освободить немецкий рабочий класс от господства эксплуататоров, но при этом подчеркивали, что социальная революция может осуществиться только в контексте национальной революции и лишь в том случае, если она поставит своей политической задачей создание принципиально нового типа государства.
В 1930 год Никиш опубликовал свою программу, в которой было перечислено «6 пунктов немецкого протеста»: против «идей 1789 года», против индивидуализма, капитализма, марксизма, парламентаризма, против Запада как родины этих идей против варварского азиатского большевизма. Политическая часть программы состояла из следующих тезисов: «обратиться лицом к Востоку и его позитивным ценностям, осуществить необходимый выход из мирового капиталистического хозяйства, организовать принудительное переселение из городов в деревню, создать предпосылки для крестьянской жизни, осуществить отказ от идеи гуманизма, отказаться от частной собственности, вместо неё воспитывать чувство долга и служения народу и государству».