Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ноорт, Оливье ван

Ноорт, Оливье ван

Мореплаватели

голландский мореплаватель и пират, известный, как первый голландец, совершивший кругосветное путешествие


Оливье ван Ноорт (нидерл. Olivier van Noort) (1558 — 22 февраля 1627) — голландский мореплаватель и пират, известный, как первый голландец, совершивший кругосветное путешествие.

Детство и юность

Оливье ван Ноорт родился в 1558 году в городе Утрехт, в достаточно небогатой семье, мало связанной с морем. В возрасте примерно двадцати лет он работал в качестве трактирщика в порту родного города, но, увлеченный рассказами о море и далеких странах, принял решение переменить свою жизнь и поступил на службу во флот в качестве матроса. Относительно его путешествий до 1598 года практически ничего неизвестно, однако тот факт, что уже к концу века (в момент назначения главой экспедиции ему было 40 лет) ему доверили командование целой флотилией говорит о большом опыте и успехах на морском поприще.

Руководство кругосветной экспедицией (1598—1601)

Предпосылки путешествия

Первоначально голландские торговцы ограничивались в своих взаимоотношениях с Индией, предпочитая вести дела через посредство Испании и Португалии — стран, доминировавших на этом направлении во второй половине XVI века. Однако, разразившаяся в 1572 году Нидерландская революция пошатнула устоявшийся порядок вещей. С одной стороны, очевидно было прекращение торговых сношений с испанцами. Первоначально, голландцы пытались обойтись посредничеством португальцев, но такая возможность просуществовала недолго.

Через шесть лет португальский король Себастьян I погиб во время похода в Северную Африку, и правившая в Португалии Ависская династия прервалась. Трон получил престарелый (66 лет) кардинал Энрике, который не имел детей и умер через полтора года, не оставив после себя наследника. Регентский совет провозгласил королём Филиппа II, заявившего свои права на престол. По его указанию старый враг Нидерландов, герцог Альба, отправился в Португалию для подавления мятежа другого претендента, Антонио из Крату, и заняв столицу, город Лиссабон, а также большую часть территории страны, поставил её под контроль своего государя. Это, а также щедрые подарки, обещание привилегий, а порой и прямой подкуп местного дворянства позволил Филиппу короноваться в качестве правителя Португалии, хотя и на определенных условиях (сохранение формальной независимости, с назначением Филиппа королём, а его детей — законными наследниками). Таким образом, оба источника отношений с Ост-Индией были утрачены и Нидерланды должны были искать новый способ решения сложившегося затруднения.

Организация экспедиции. Цели и задачи

В начале 1598 года, группой амстердамских и роттердамских купцов во главе с Питером ван Буреном, был разработан проект путешествия. Согласно плану, снаряженная эскадра должна была повторить путь Магеллана в Южные моря и достичь Островов пряностей (Молуккские острова). С учетом непростой политической обстановки кораблям было разрешено нападать на испанские поселения и захватывать их. Более того, в выданных Оливье инструкциях подчеркивалось, что любые действия такого характера одобряются и поддерживаются нидерландским правительством. Таким образом, эта экспедиция должна была послужить двум целям: пресечению испанских торговых сношений с Ост-Индией и одновременно укреплению влияния Республики Соединенных провинций в этом регионе и создание собственного торгового маршрута. Для решения этой проблемы была снаряжена эскадра, состоявшая из четырех кораблей, характеристики которых указаны ниже:

Список кораблей эскадры

  1. «Маврициус» («Mauritius» рус. «Маврикий»), военный галеон. Водоизмещение — 270 тонн. Под командованием самого адмирала ван Ноорта.
  2. «Фредерик Хендрик» («Frederik Hendrik»), военный галеон. Водоизмещение — 300 тонн. Под командованием вице-амдирала Якоба Клаасзоон ван Илпендама.
  3. «Эндрахт» («Eendracht» рус. «Согласие»), вспомогательная яхта. Водоизмещение — ок. 150 тонн. Под командованием капитана Питер Эсайсзоон ван Линта.
  4. «Хооп» («Hoop» рус. «Надежда»), вспомогательная яхта. Водоизмещение — ок. 150 тонн.

Всего на четырех кораблях было 250 членов экипажа, то есть по масштабу эта экспедиция была вполне сравнима с первым кругосветным путешествием Магеллана (в которой участвовало 265—280 членов команды на 5 кораблях).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ