Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Олсуфьев, Юрий Александрович

Олсуфьев, Юрий Александрович

Наука - Другое

28 октября 1878 - 14 марта 1938

русский искусствовед, реставратор, внук графа В


Граф Юрий Александрович Олсуфьев (28 октября 1878, Санкт-Петербург — 14 марта 1938, Москва) — русский искусствовед, реставратор, внук графа В. Д. Олсуфьева.

Биография

Из графской ветви рода Олсуфьевых. Родился в семье генерал-адъютанта и гофмаршала, начальника канцелярии императорской главной квартиры Александра III А. В. Олсуфьева; мать — Екатерина Львовна, урождённая Соллогуб (1847—1902).

Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Затем два года продолжал заниматься в нём, на филологическом факультете. Посвятил себя искусствоведению; в период 1900—1909 годов посетил наиболее значительные российские и большинство крупных европейских музеев. Вошёл в Общество сохранения памятников искусства в России, был председателем Тульского отделения Общества, членом Тульской архивной комиссии. В 1912—1914 годах издал шеститомник «Памятники искусства и старины Тульской губернии». Состоял в Московском археологическом институте.

После женитьбы в 1902 году на Софье Владимировне Глебовой (1884—1943), внучке Николая Петровича Трубецкого, он поселился в своём имении Буйцы, где жил до 5 марта 1917 года. Здесь он организовал детский приют для сорока девочек-сирот. В 1916 — начале 1917 года руководил постройкой храма-памятника Сергия Радонежского на Куликовом поле, который возводился на земле, которую пожертвовали его родители.

Вскоре после февральской революции 1917 года Ю. А. Олсуфьев покинул свою усадьбу в Буйцах и отправился с семьёй (жена и сын), сначала в Оптину пустынь к духовнику старцу Анатолию, а потом, с его благословения, — в Сергиев Посад. В Сергиевом Посаде он был заместителем председателя (с сентября 1919 по март 1920 — председателем) Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, главным хранителем ризницы Лавры. С августа 1920 года Олсуфьев был внештатным экспертом по древнерусской живописи и миниатюре Сергиевского историко-художественного музея, с 1925 — заведующий отделом «Эмали, скань, чернь, финифть, резьба по дереву, металлу и кости», с 1927 — член Правления музея. Ю. А. Олсуфьев — один из основателей научной реставрации икон, в частности, он был одним из руководителей реставрации рублёвской «Троицы». Утверждается, что когда стало известно о вывозе из Лавры мощей Сергия Радонежского, то по благословению патриарха Тихона в конце марта 1920 года Ю. А. Олсуфьев вместе с П. А. Флоренским тайно от всех «сокрыли честную главу Преподобного», которая долгое время хранилась в семье Олсуфьевых. За время работы в Сергиевом Посаде Олсуфьев опубликовал более двадцати работ, в том числе исследований теоретического характера: «О встречных пробелах» (1925), «Иконописные формы как формулы синтеза» (1926), «Структура пробелов» (1927), «Параллельность и концентричность в древней иконе как признаки диатоксической организованности» (1927).

В 1925 году он был обвинён в «контрреволюционной деятельности в целях свержения Советской власти»; два месяца (до 19 марта) находился в Бутырской тюрьме, но был освобождён. Весной 1928 года, после издания книги Ю. А. Олсуфьева и П. А. Флоренского «Амвросий, троицкий резчик XV века» началась травля сотрудников музея; 16 июня Олсуфьев обратился за помощью к Е. П. Пешковой, указывая: «В №3 журнала „Безбожник“ и в № 85 „Комсомольской правды“ были помещены … компрометирующие меня, как советского служащего, сведения: что будто я „пристроился“ в Сергиевском музее, что я „церковный деятель“, что я Иоанниковского подворья и бывшия член Церковного Собора… в одной из газетных статей утверждалось, что и я в числе других лиц принадлежу к черносотенству». После предупреждения о предстоящем аресте он уехал в Москву и работал в центральных государственных реставрационных мастерских, а с 1934 года, после закрытия мастерских, возглавил секцию реставрации древнерусской живописи в Третьяковской галерее. В 1935—1936 гг. в журнале «Советский музей» была напечатана его работа «Вопросы форм древнерусской живописи».

Семья проживала под Москвой, часто меняя место жительства.Перед арестом проживал по адресу: Люберцы, пос. Михельсон, 3-й Полевой проезд, д. 3.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ