Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Павликс, Ференц

Павликс, Ференц

Инженеры

День рождения 03 февраля 1928

американский инженер венгерского происхождения, разработчик лунного автомобиля, участвовавшего в миссиях «Аполлон» на Луну


Ференц Павликс (род. 1928, Баложамедьеш, Венгрия) — американский инженер венгерского происхождения, разработчик лунного автомобиля, участвовавшего в миссиях «Аполлон» (15, 16 и 17) на Луну.

Биография

Ференц Павликс родился в 1928 году в г. Баложамедьеш (медье Ваш, Венгрия) 3 февраля 1928 года. Его отец Карой Павликс и мать Русина Перусич оба преподавали в начальной школе г. Баложамедьеш. В возрасте 6 лет он настолько тяжело болел, что едва не умер, однако уже после операции пошёл на поправку.

В детстве Ференц Павликс учился в начальной школе г. Баложамедьеш. В то время его учителями были отец и мать. Среднюю школу Павликс заканчивал уже в г. Сомбатхей в 1946 году. Высшее образование Ференц Павликс получил в Технологическом университете в г. Будапешт, который окончил в 1950 году с дипломом инженета.

До Венгерской революции Павликс работал в институте станкостроения, однако вскоре после трагических событий 1956 года семью Павликса разбросало по всему миру. Сначала Ференц и его будущая супруга бежали в Австрию, затем оказались в США. Трое его братьев и сестёр также покинули страну. Анна поселилась в Австрии, Йожеф в Швеции, а Терез также переехала в США в штат Калифорния.

Участие в проектах NASA

Перебравшись в США, Павликс работал сначала в отделе разработок корпорации General Motors (GM) в Детройте (1957—1961). С 1961 года он уже в отделении GM в Санта-Барбаре.

Позже Ференц Павликс начал разрабатывать лунный вездеход для программы NASA Аполлон.

Общая масса вездехода составляла 210 кг, а её грузоподъёмность составляла 490 кг. Каждое из колёс было оборудовано 190 W приводом (0.25 л/с) (таким образом, вместе они давали суммарную мощность в 1 л/с). Колёса вездехода были спроектированы таким образом, чтобы аппарат мог нормально передвигаться по лунной поверхности. Рамы были из алюминиевого сплава.

В 1971 в ходе миссии Аполлон 15 вездеход впервые был доставлен на Луну. А 1972 году аппарат, разработанный Павликсом, также принимал участие в высадках на Луну. Все три машины навсегда остались там.

В 1971 Павликс был удостоен премии NASA за свой вклад в успешное выполнение выполнение программы Аполлон.

Позже Ференц Павликс принял участие в разработке гибридного автомобиля с топливными элементами, а также в в проектировке дорожной сети для электробусов в Санта-Барбаре.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ