Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Папаниколис, Димитриос

Папаниколис, Димитриос

Флот

греческий моряк, герой Греческой революции, капитан первого греческого брандера, удавшемуся сжечь линейный турецкий корабль


Димитриос Папаниколис (греч. , 1790, о. Псара, Греция — 1855) — греческий моряк, герой Греческой революции, капитан первого греческого брандера, удавшемуся сжечь линейный турецкий корабль.

Биография

Папаниколис родился на острове Псара в 1790 году. В раннем возрасте он ходил в рейсы на корабле своего отца Георгиоса и принимал участие в боях с берберийскими корсарами (Алжир).

В 15 лет он стал сиротой и пошёл в море на чужом судне, но уже в 19 лет стал капитаном. За два года до революции, в 1819 году, его корабль потерпел крушение возле острова Кеа и потому к началу революционных событий он работал боцманом на судне своего дяди капитана Апостолиса.

Война за независимость

С началом революции 1821 года, греческие капитаны и судовладельцы обратили свои торговые корабли в «боевые» — это просто означало установку на кораблях нескольких дополнительных орудий. К счастью для Греции, присутствие корсаров в Средиземноморье и борьба с ними позволяли грекам вооружать свои суда легально в дореволюционный период и к началу революции греческие торговые моряки имели некоторый опыт ведения боевых действий.

Эрессос — первый этап

24 мая 1821 года флотилия вооруженных греческих кораблей под командованием адмирала Апостолис загнала в залив Эрессос, остров Лесбос отставший от турецкой армады одинокий линейный корабль. Это был двупалубный фрегат с 74 орудиями 40-фунтового калибра. Все попытки греческих кораблей подойти и потопить фрегат своими пушками 16-ти фунтового калибра заканчивались безрезультатно. Военный совет капитании пришёл к выводу, что единственный путь к достижению цели это использование брандеров, однако реального опыта с брандерами ни у кого не было.

Первые брандеры- Пататукас и Афанасьев

В самом начале греческой революции, капитан Георгиос Калафатис с острова Псара не мог предложить своему отечеству ничего, кроме своего старого судна, но его корабль был настолько тихоходен, что он решил переоборудовать его в брандер. В этом ему помог Иван Афанаса (надо полагать Афанасьев). Доподлинно известно что он был русским, но какими судьбами его занесло на Псара — неизвестно. Можно было бы предположить, что он остался с Архипелагской Экспедиции, но если верить утверждению греческого историка Филимонас о том, что Афанасьев 1861 году ещё был жив и жил в Афинах то тогда ему должно было быть далеко за сто, что маловероятно. Других данных об этом россиянине нет.

На военном совете капитании был выслушан Г. Пататукас, получивший относительный опыт оборудования брандеров во Франции. Ему, совместно с Афанасьевым, было предоставлено судно для оборудования его в брандер. Одновременно был запрошен брандер Калафатиса, с острова Псара.

Эрессос-второй этап

Командование брандером оборудованном Пататукасом и Аафанасьевым принял капитан Георгиос Теохарис. Экипаж брандера сумел ночью подойти к фрегату, зажечь брандер спрыгнуть в шлюпку и уйти под огнём турок, но брандер, вероятно из-за остсутствия опыта, оказался плохо закреплен и сгорел без пользы, под возгласы радости с фрегата и берега, где собрались вооруженные турки. Пессимизм и уныние охватил греческие экипажи.

Папаниколис

Капитан Хадзитриантафиллу с острова Лемнос отдал свой корабль под брандер. Пататукас и Афанасьев снова взялись за работу. К этому времени подошёл и брандер Калафатиса. Адмирал Апостолис поручил командование первым брандером своему племяннику Папаниколису. Папаниколис и Калафатис принимают решение в этот раз атаковать днем.

27 мая в 6:00 вся греческая флотилия пошла на фрегат и началась безвредная для фрегата перестрелка. Турки ничего не заподозрили, когда в 6:45 сквозь дым к ним пошли 2 ничем не отличающихся от «боевых» корабля. Первым атаковал Калафатис. Ему удалось закрепить свой брандер к миделю фрегата, но брандер, оборудованный им и Афанасьевым, с малым пламенем стал кренится и тонуть.

Наступил критический момент не только для конкретного сражения, но и для дальнейшей судьбы войны на море. Если и в этот раз греческой флотилии не удастся потопить единичный оттоманский корабль в идеальных условиях, то останется мало надежд на успех в ведении морской войны.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ