Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Петерсон, Михаил Николаевич

Петерсон, Михаил Николаевич

Лингвисты

04 октября 1885 - 22 ноября 1962

российский лингвист, профессор, один из представителей московской школы


Михаил Николаевич Петерсон (22 сентября (4 октября) 1885, Керенск Пензенской губ. — 22 ноября 1962, Москва) — российский лингвист, профессор, один из представителей московской (фортунатовской) школы. Труды по индоевропеистике, литовскому языку, армянскому языку, французскому языку, русскому синтаксису и методике преподавания русского языка; интенсивная преподавательская деятельность.

Биография

Отец — Николай Павлович Петерсон (1844—1919), в юности школьный учитель в Ясной Поляне, лично знавший Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, поклонник философа Н. Ф. Фёдорова и издатель его трудов; мать из семьи Огарёвых.

Учился в гимназиях в Ашхабаде и в Верном, где работал судьёй его отец. В 1912 году окончил вместе с Н. С. Трубецким отделение сравнительного языковедения историко-филологического факультета Московского университета: специализировался по сравнительному языкознанию и индоевропеистике под руководством В. К. Поржезинского. Был оставлен при кафедре сравнительно-исторического языкознания и санскрита. Преподавал в МГУ и других вузах Москвы сравнительную грамматику индоевропейских языков, санскрит, литовский язык, русский синтаксис и др.; доцент (с 1916), профессор (с 1925). Секретарь Московского лингвистического общества (1918—1923). Входил в различные комиссии Наркомпроса и ГУСа по преподаванию языков в школах. В преподавании языков он применял своеобразную методику: обучение начинал не с упражнений, а прямо с чтения и анализа неадаптированного текста. На первых же занятиях Петерсон проводил всесторонний анализ одного-двух слов, одной фразы. Постепенно темп ускорялся, объём языковой информации увеличивался, и вскоре студенты уже могли самостоятельно анализировать сложнейшие тексты.

В 1925 и 1931 годах выезжал в загранкомандировки.

С конца 1920-х годов подвергался проработкам за неприятие марризма, в печати был назван «представителем псевдонауки». После вывода филологических кафедр из МГУ в 1931 г. работал в МГПИ, в НИИ начальной школы, с 1938 в МИФЛИ. С созданием филфака МГУ в 1941 году читал там курсы введения в языкознание, греческого и литовского языков, санскрита.

С середины 1940-х годов работал также в Институте русского языка АН СССР. В конце 1940-х годов, в связи с идеологической кампанией последователей марризма, был вынужден оставить преподавание и практически не печатался. Вернулся к преподаванию на филологическом факультете МГУ после 1950 года, сумев — несмотря на продолжавшуюся критику сторонников «официальной» науки — передать студентам наследие фортунатовской школы и высокие профессиональные и этические стандарты (среди его учеников этого времени были Т. В. Булыгина, Т. Я. Елизаренкова, В. А. Кочергина, В. Н. Топоров и др.); под его редакцией вышли также избранные работы Ф. Ф. Фортунатова (1956).

В конце 1952 года тяжело заболел и оставил преподавание.

Вклад в науку

Помимо многообразной преподавательской деятельности, Петерсон внёс вклад в изучение литовского языка и теории грамматики. Его наиболее значительной работой считается очерк русского синтаксиса, в которой он предпринял попытку приложения грамматической теории Фортунатова к явлениям синтаксического уровня; при изучении синтаксиса один из первых начал использовать статистические методы. Однако количественные соотношения разных явлений и единиц языка интересовали учёного не сами по себе, а как средство, с помощью которого можно отделить живые, развивающиеся элементы языка от элементов старых, мёртвых, сохраняющихся в языке как остаток прежних периодов. Он прививал своим ученикам строгое разграничение синхронии и диахронии.

Петерсон известен также как методист, автор работ о преподавании французского и русского языков, о принципах русской орфографии и других проблемах. Написал орфографический словарь, в котором более 50 000 слов.

Основные работы

  • Очерк синтаксиса русского языка. М.; Пг., 1923.
  • Русский язык: Пособие для преподавателей. М.; Л., 1925.
  • Лекции по современному русскому литературному языку: Пособие для студентов педагогических институтов. М., 1941.
  • Современный французский язык. М., 1947 (в соавторстве с К. А. Ганшиной).
  • Введение в языкознание. М., 1952.
  • Система русского правописания. М., 1955.
  • Очерк литовского языка. М., 1955.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ