Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Петрова, Нинель Александровна

Петрова, Нинель Александровна

Театр

День рождения 15 марта 1924

советская и российская балерина, балетный педагог


Внешние изображения
Нинель Петрова (1977 г.)

Нинель Александровна Петрова (род. 15 марта 1924, Ленинград) — советская и российская балерина, балетный педагог. Народная артистка России (1999). Заслуженный деятель искусств России (1993).

Биография

Нинель Александровна Петрова родилась 15 марта 1924 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). С 4 лет мечтала стать балериной. Этому решению способствовало общение с матерью Веры Фокиной, известной танцовщицы и жены знаменитого балетмейстера М. М. Фокина, проживавшей по соседству. Атмосфера, в которой прошли детские годы Петровой, повлияла и на её младшую сестру Елену, впоследствии ставшую танцовщицей лирико-характерного плана. В возрасте 9 лет Нинель Петрова поступила в школьную хореографическую группу известного педагога С. Миримановой, которая посоветовала ей поступать учиться в Ленинградское хореографическое училище.

В 1934 году поступила в Ленинградское хореографическое училище, в котором училась с отличием у выдающихся педагогов Е. П. Снетковой-Вечесловой, Е. В. Ширипиной и Н. А. Камковой, а в выпускном классе — у самой А. Я. Вагановой. В 1944 году на выпускном спектакле в одноактном балете «Ромео и Джульетта» хореографа Л. В. Якобсона на музыку П. И. Чайковского начинающая балерина исполнила партию Джульетты. В ученической работе ярко проявилась основная черта дарования Петровой — светлая, одухотворённая лирика. Это свойство творческой индивидуальности артистки и определило в дальнейшем круг её ролей.

В 1944—1969 годах танцевала на сцене ЛАТОБ им. С. М. Кирова, в котором её постоянным педагогом-репетитором стала Т. М. Вечеслова. Исполняла ведущие партии в балетах хореографов Л. В. Якобсона, Р. В. Захарова, В. И. Вайнонена, В. М. Чабукиани, Л. М. Лавровского, Ю. Н. Григоровича, и др. Часто танцевала со своим мужем Аскольдом Макаровым (например, в балетах «Бахчисарайский фонтан», «Спартак», «Отелло», «Конёк-Горбунок»), впоследствии их сотрудничество продолжилось в театре «Хореографические миниатюры». На протяжении всей творческой деятельности много работала за рубежом.

Нинель Петрова с большим мастерством исполняла партии лирических героинь. Лирико-драматическая танцовщица высокой артистической культуры и одухотворённости, Петрова тонко передавала стилистику произведений. Лучшими партиями балерины стали Фея Сирени («Спящая красавица»), Жизель, Джульетта, Мария («Бахчисарайский фонтан»), Фригия («Спартак»), Нина («Маскарад»). В каждой из этих партий танец Петровой овеян чистотой и поэтичностью, соткан из прозрачных ажурных движений. Балерина наделяла своих героинь романтической приподнятостью, душевной нежностью, тонким изяществом, человеческой чистотой и цельностью.

Нинель Петрова — танцовщица по призванию, ярко, виртуозно танцевала во многих балетах классического и современного репертуара. Прелестное лицо танцовщицы напоминало лица мадонн в итальянской живописи эпохи Возрождения. «Идёт одна. Тиха, стройна. И улыбнётся словно невзначай», — кажется, так сказано у поэта. Будто о ней! Образы Невесты, юной Жены и Матери, Подруги, Спутницы жизни могли стать и становились символами её миссии в искусстве. Естественным путём, без подчёркнутости и натуги, поэтизировалась Избранница, стойко противостоящая злу. Такая женственность словно бы ступала на сцену из волшебной сказки и заставляла верить, что в реальной жизни всякое бывает. Обыкновенным людям надо бы лишь терпеливо разглядеть в себе сокровенное.

— В. Красовская

Танец Петровой овеян чистотой и поэтичностью. Петрова — актриса думающая. Она пытливо, глубоко проникает в существо образа. Актриса хорошего вкуса, обладающая чувством меры.

— Т. Вечеслова

Сильная сторона дарования Нинель Петровой — не в виртуозной технике, не в сверкающих фуэте, не в замирающих в воздухе полётах, а в той особого рода одухотворённой выразительности, которая позволяет средствами танца и пантомимы создавать правдивые образы, волнующие и увлекающие зрителей своей поэтичностью.

— Л. Энтелис

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ