| В работе с детьми он руководствовался двумя принципами: во-первых, нет неспособных детей – есть учителя, которые не могут в них увидеть способности, во-вторых, каждый ученик – личность. Думаю, что это очень важно на этапе становления личности, особенно тогда, когда ребёнок оказывается в новой для него обстановке. Уверена: никогда ни один из них в лицее не почувствовал дискомфорта, ибо оказывался в необыкновенно тёплой, дружеской среде, в которой царил совершенно иной уровень общения учителя и обучающегося. Это был абсолютно демократический, доверительный уровень, но в то же время серьёзный, требовательный. Дети всегда чувствовали к себе внимание, повышенный интерес со стороны директора и учителей. Они осознавали, что взрослые для них – старшие товарищи и наставники, что они могут быть услышанными, нет барьера и препятствий в общении. Валерий Гургенович никогда не позволял себе с кем-либо приказной тон, но его слово было твёрдым, аргументированным, весомым. Он мог и говорить, и слушать... Однажды при мне к Валерию Гургеновичу зашла учительница первого класса и сказала, что один из учеников залез во время урока под стол. «Пусть сидит, – сказал директор, – пока сам не выйдет!» Валерий Гургенович ненавязчиво давал понять детям, что они имеют право на своё мнение, свою точку зрения. Но лицеисты никогда не злоупотребляли этим правом, наоборот, дорожили доверием чителей, творческой атмосферой в этой необыкновенной школе. Участвовали в олимпиадах, конкурсах, писали статьи, открывали новые для себя грани в физике, математике, биологии, химии, со своими достижениями и приобретёнными знаниями выезжали в другие города и защищали честь республики. За короткий срок число наград лицеистов на различных олимпиадах и конкурсах достигло 600. Ребята между собой с любовью называли своего мудрого учителя «Петриком», «Волшебником». Он это знал и даже, как мне кажется, гордился этим. Ведь лучшая награда, когда дети принимают учителя как родного и близкого человека. Помню, одна из выпускниц написала в своём сочинении о нём так: «За неполные три года Валерий Гургенович перевернул наши души. Мы научились у него быть терпеливыми и терпимыми, великодушными и уважающими чужое мнение, мягкими и сострадающими, требовательными к себе и справедливыми к другим. А ведь мы были все разные, и, естественно, нелегко было к каждому из нас подобрать ключик, но он сумел это сделать». Из воспоминаний проректора КБГУ С.К. Башиевой о В. Г. Петросяне. | |