Баланчин, Джордж: биография
Новая труппа Баланчина — «Балетное общество» — была создана вновь при щедрой поддержке Кирстайна. В 1948 году Баланчину поступает приглашение руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» становится Нью-Йоркским городским балетом.
В 1950-е — 1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых — «Щелкунчик» Чайковского, исполнение которого стало рождественской традицией в США.
С конца 1970-х у хореографа начали проявляться признаки болезни Крейтцфельдта — Якоба. Он умер в 1983 году, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке
Особенности стиля
«Баланчин стремился к классической завершённости формы, чистоте стиля, ограничивающегося лишь самым необходимым». Во многих его произведениях практически отсутствует какой-либо сюжет, «основным выразительным средством стало раскрытие симфонической музыки, не предназначенной для танца. Содержание раскрывалось в развитии музыкально-хореографических образов».
Сам балетмейстер считал, что сюжет в балете совершенно не важен, главное лишь музыка и само движение: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света… То есть танец выражает всё с помощью только лишь музыки».
«Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключённые в этой системе, развил и обогатил её».
Баланчину были нужны предельно музыкальные, остро чувствующие ритм и высокотехничные танцовщики. «Техника и искусство — одно и то же. Техника — это умение, и только тогда вы можете выразить и вашу индивидуальность, и красоту, и форму» — говорил он.
Избранные постановки
Год | Премьера | Название балета | Композитор | Декорации и костюмы | Первые исполнители | Дирижёр | Труппа | Илл. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1925 | 17 июня, Париж Театр Гете-лирик | Песнь соловья (фр. Le Chant du rossignol) | Игорь Стравинский | Анри Матисс | Русский балет Дягилева | |||
11 декабря, Лондон Колизеум | Барабо (фр. Barabau) | Витторио Риети | Морис Утрилло (д. вып. князем Шервашидзе) | Леон Войциковский, Серж Лифарь, Алиса Никитина, Александра Данилова, Тамара Жева | Русский балет Дягилева | |||
1926 | 19 мая, Париж Театр Сары Бернар | Пастораль (фр. Pastorale) | Жорж Орик | Педро Прюна (д. вып. князем Шервашидзе) | Фелия Дубровская, Тамара Жева, Серж Лифарь, Тадеуш Славинский | Русский балет Дягилева | ||
3 июня, Париж Театр Сары Бернар | Чёртик из табакерки (англ. Jack in the Box) | Эрик Сати | Андре Дерен (д. вып. князем Шервашидзе) | Станислав Идзиковский, Александра Данилова, Любовь Чернышёва (?) | Русский балет Дягилева | |||
3 декабря, Лондон Театр Лицеум | Триумф Нептуна (фр. Le Triomphe de Neptune) | Лорд Бернерс | князь Шервашидзе (д.) Педро Прюна (к.) | Александра Данилова, Серж Лифарь, Лидия Соколова, Михаил Фёдоров, Любовь Чернышёва, Вера Петрова, Татьяна Шамье, Джорд Баланчин, Константин Черкас | Русский балет Дягилева | |||
1927 | 30 апреля Опера Монте-Карло | Кошка (фр. La chatte) | Анри Соге | Наум Габо Антуан Певзнер (сценография и скульптуры) | Алиса Никитина, Серж Лифарь | Русский балет Дягилева | ||
1928 | 12 июня, Париж Театр Сары Бернар | Аполлон Мусагет (фр. Apollon musagte) | Игорь Стравинский | Андре Бошан (д. вып. князем Шервашидзе) Шанель (к., 1929) | Серж Лифарь, Алиса Никитина, Любовь Чернышёва, Фелия Дубровская | Русский балет Дягилева | ||
16 июля, Лондон Театр Его Величества | Боги-нищие (фр. Les Dieux mendiants; англ. The Gods Go A-Begging) | Г.-Ф. Гендель | Лев Бакст (д. из «Дафниса и Хлои») Хуан Грис (к. из «Искушения пастушки») | Александра Данилова, Леон Войциковский, Любовь Чернышёва, Фелия Дубровская, Константин Черкас | Русский балет Дягилева | |||
1929 | 7 мая Опера Монте-Карло | Бал (фр. Le Bal) | Витторио Риети | Джорджо де Кирико | Александра Данилова, Антон Долин, Андрей Бобров, Фелия Дубровская, Леон Войциковский, Джордж Баланчин, Евгения Липковская, Серж Лифарь | Русский балет Дягилева | ||
21 мая, Париж Театр Сары Бернар | Блудный сын (фр. Le fils prodigue) | С. С. Прокофьев | Жорж Руо (д. вып. князем Шервашидзе, к. — Верой Судейкиной) | Серж Лифарь, Михаил Фёдоров, Фелия Дубровская, Элеанора Марра, Наталия Браницкая, Леон Войциковский, Антон Долин | Русский балет Дягилева | |||
1933 | 7 июня, Париж Театр Елисейских Полей | Моцартиана | П. И. Чайковский (сюита для оркестра № 4 «Моцартиана», 1887) | Кристиан Берар (д., к. и занавес) | Людовик Матлинский и Люсьен Кульберг, Тамара Туманова и Роман Ясинский | «Балет—1933» | ||
1935 | 1 марта, Нью-Йорк театр Адельфи | Серенада | П. И. Чайковский (Серенада для струнного оркестра) | Гастон Лоншан (д.), Жан Люрса (к.) | Шандор Хармати | «Американский балет» | ||
1941 | Нью-Йорк | Балюстрада | Игорь Стравинский (Концерт для скрипки с оркестром) | Павел Челищев | ||||
1946 | 20 ноября, Нью-Йорк | Четыре темперамента | Пауль Хиндемит | Курт Селигман | Уильям Доллар, Джорджия Хайден, Танакиль Леклерк и другие | Леон Барзен, пианист — Никола Копейкин | «Балетное общество» | |
1947 | 28 июля, Париж Гранд-опера | Хрустальный дворец (фр. Le palais de cristal) | Жорж Бизе (Симфония № 1, до мажор, 1855) | Леонор Фини | Лисетт Дарсонваль и Александр Калюжный, Тамара Туманова и Роже Ритц, Мишлен Барден и Мишель Рено, Мадлен Лафон и Макс Боццони | Роже Дезормьер | Балет Парижской оперы | |
26 ноября, Нью-Йорк Городской центр музыки и драмы | Тема с вариациями | П. И. Чайковский (финал сюиты № 3, 1884) | Вудман Томпсон (к. изготовлены Каринской) | Алисия Алонсо, Игорь Юшкевич | Макс Гоберман | Театр балета |
На Бродвее
- 1940 — «По газонам не ходить»
- 1942 — «Розалинда» (по оперетте «Летучая мышь»)
Интересные факты
- Баланчин старался не пропускать выборы — он ценил возможность высказать своё мнение. Он любил обсуждать политические вопросы и жалел, что этикет не позволяет говорить о политике во время ужинов.
- Баланчин был членом Суда присяжных, к чему относился с большой ответственностью. Его первым заседанием было дело против универмага Bloomingdale's.
- Баланчин нередко использовал слоганы из телевизионной рекламы в уроках и репетициях.
- Он любил сам стирать (в квартире была установлена небольшая стиральная машинка) и гладить свои рубашки. По собственному признанию хореографа, большую часть работы он делал именно в то время, когда гладил.
Сочинения Баланчина
- Баланчин Джорж, Мэйсон Френсис. Сто один рассказ о большом балете / Пер.с англ. — М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. — 494 с. — 6000 экз. — ISBN 5-23201119-7.