Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Баланчин, Джордж: биография

Новая труппа Баланчина — «Балетное общество» — была создана вновь при щедрой поддержке Кирстайна. В 1948 году Баланчину поступает приглашение руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» становится Нью-Йоркским городским балетом.

В 1950-е — 1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых — «Щелкунчик» Чайковского, исполнение которого стало рождественской традицией в США.

С конца 1970-х у хореографа начали проявляться признаки болезни Крейтцфельдта — Якоба. Он умер в 1983 году, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке

Особенности стиля

«Баланчин стремился к классической завершённости формы, чистоте стиля, ограничивающегося лишь самым необходимым». Во многих его произведениях практически отсутствует какой-либо сюжет, «основным выразительным средством стало раскрытие симфонической музыки, не предназначенной для танца. Содержание раскрывалось в развитии музыкально-хореографических образов».

Сам балетмейстер считал, что сюжет в балете совершенно не важен, главное лишь музыка и само движение: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света… То есть танец выражает всё с помощью только лишь музыки».

«Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключённые в этой системе, развил и обогатил её».

Баланчину были нужны предельно музыкальные, остро чувствующие ритм и высокотехничные танцовщики. «Техника и искусство — одно и то же. Техника — это умение, и только тогда вы можете выразить и вашу индивидуальность, и красоту, и форму» — говорил он.

Избранные постановки

Год Премьера Название балета Композитор Декорации и костюмы Первые исполнители Дирижёр Труппа Илл.
1925 17 июня, Париж Театр Гете-лирик Песнь соловья (фр. Le Chant du rossignol) Игорь Стравинский Анри Матисс Русский балет Дягилева
11 декабря, Лондон Колизеум Барабо (фр. Barabau) Витторио Риети Морис Утрилло (д. вып. князем Шервашидзе) Леон Войциковский, Серж Лифарь, Алиса Никитина, Александра Данилова, Тамара Жева Русский балет Дягилева
1926 19 мая, Париж Театр Сары Бернар Пастораль (фр. Pastorale) Жорж Орик Педро Прюна (д. вып. князем Шервашидзе) Фелия Дубровская, Тамара Жева, Серж Лифарь, Тадеуш Славинский Русский балет Дягилева
3 июня, Париж Театр Сары Бернар Чёртик из табакерки (англ. Jack in the Box) Эрик Сати Андре Дерен (д. вып. князем Шервашидзе) Станислав Идзиковский, Александра Данилова, Любовь Чернышёва (?) Русский балет Дягилева
3 декабря, Лондон Театр Лицеум Триумф Нептуна (фр. Le Triomphe de Neptune) Лорд Бернерс князь Шервашидзе (д.) Педро Прюна (к.) Александра Данилова, Серж Лифарь, Лидия Соколова, Михаил Фёдоров, Любовь Чернышёва, Вера Петрова, Татьяна Шамье, Джорд Баланчин, Константин Черкас Русский балет Дягилева
1927 30 апреля Опера Монте-Карло Кошка (фр. La chatte) Анри Соге Наум Габо Антуан Певзнер (сценография и скульптуры) Алиса Никитина, Серж Лифарь Русский балет Дягилева
1928 12 июня, Париж Театр Сары Бернар Аполлон Мусагет (фр. Apollon musagte) Игорь Стравинский Андре Бошан (д. вып. князем Шервашидзе) Шанель (к., 1929) Серж Лифарь, Алиса Никитина, Любовь Чернышёва, Фелия Дубровская Русский балет Дягилева
16 июля, Лондон Театр Его Величества Боги-нищие (фр. Les Dieux mendiants;

англ. The Gods Go A-Begging)

Г.-Ф. Гендель Лев Бакст (д. из «Дафниса и Хлои») Хуан Грис (к. из «Искушения пастушки») Александра Данилова, Леон Войциковский, Любовь Чернышёва, Фелия Дубровская, Константин Черкас Русский балет Дягилева
1929 7 мая Опера Монте-Карло Бал (фр. Le Bal) Витторио Риети Джорджо де Кирико Александра Данилова, Антон Долин, Андрей Бобров, Фелия Дубровская, Леон Войциковский, Джордж Баланчин, Евгения Липковская, Серж Лифарь Русский балет Дягилева
21 мая, Париж Театр Сары Бернар Блудный сын (фр. Le fils prodigue) С. С. Прокофьев Жорж Руо (д. вып. князем Шервашидзе, к. — Верой Судейкиной) Серж Лифарь, Михаил Фёдоров, Фелия Дубровская, Элеанора Марра, Наталия Браницкая, Леон Войциковский, Антон Долин Русский балет Дягилева
1933 7 июня, Париж Театр Елисейских Полей Моцартиана П. И. Чайковский (сюита для оркестра № 4 «Моцартиана», 1887) Кристиан Берар (д., к. и занавес) Людовик Матлинский и Люсьен Кульберг, Тамара Туманова и Роман Ясинский «Балет—1933»
1935 1 марта, Нью-Йорк театр Адельфи Серенада П. И. Чайковский (Серенада для струнного оркестра) Гастон Лоншан (д.), Жан Люрса (к.) Шандор Хармати «Американский балет»
1941 Нью-Йорк Балюстрада Игорь Стравинский (Концерт для скрипки с оркестром) Павел Челищев
1946 20 ноября, Нью-Йорк Четыре темперамента Пауль Хиндемит Курт Селигман Уильям Доллар, Джорджия Хайден, Танакиль Леклерк и другие Леон Барзен, пианист — Никола Копейкин «Балетное общество»
1947 28 июля, Париж Гранд-опера Хрустальный дворец (фр. Le palais de cristal) Жорж Бизе (Симфония № 1, до мажор, 1855) Леонор Фини Лисетт Дарсонваль и Александр Калюжный, Тамара Туманова и Роже Ритц, Мишлен Барден и Мишель Рено, Мадлен Лафон и Макс Боццони Роже Дезормьер Балет Парижской оперы
26 ноября, Нью-Йорк Городской центр музыки и драмы Тема с вариациями П. И. Чайковский (финал сюиты № 3, 1884) Вудман Томпсон (к. изготовлены Каринской) Алисия Алонсо, Игорь Юшкевич Макс Гоберман Театр балета

На Бродвее

  • 1940 — «По газонам не ходить»
  • 1942 — «Розалинда» (по оперетте «Летучая мышь»)

Интересные факты

  • Баланчин старался не пропускать выборы — он ценил возможность высказать своё мнение. Он любил обсуждать политические вопросы и жалел, что этикет не позволяет говорить о политике во время ужинов.
  • Баланчин был членом Суда присяжных, к чему относился с большой ответственностью. Его первым заседанием было дело против универмага Bloomingdale's.
  • Баланчин нередко использовал слоганы из телевизионной рекламы в уроках и репетициях.
  • Он любил сам стирать (в квартире была установлена небольшая стиральная машинка) и гладить свои рубашки. По собственному признанию хореографа, большую часть работы он делал именно в то время, когда гладил.

Сочинения Баланчина

  • Баланчин Джорж, Мэйсон Френсис. Сто один рассказ о большом балете / Пер.с англ. — М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. — 494 с. — 6000 экз. — ISBN 5-23201119-7.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ