Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пожарский, Сергей Михайлович

Пожарский, Сергей Михайлович

Живопись

известный советский художник-график, книжный иллюстратор


Сергей Михайлович Пожарский (1900, с. Чалбасы (с 1946 — Виноградово) Таврической губернии — 1970, Москва) — известный советский художник-график, книжный иллюстратор. Автор многочисленных работ в книжной графике, разработчик собственных художественных шрифтов.

Ученик художника А. Е. Романова (ум. 1919, Киев). Длительное время был главным художником журнала «Ленинград».

Биография

Родился в 1900 году в селе Чалбасы Таврической губернии (ныне село Виноградово Алёшковского района Херсонской области, Украина).

С детства мечтая стать художником книги, С. М. Пожарский в юности учился в разных частных студиях (посещал детскую рисовальную школу А. Е. Романова, окончившего в 1913 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества; и другие). Ему даже удалось недолго позаниматься в Украинской академии искусств в Киеве, где он успел воспользоваться уроками выдающегося русского графика Г. И. Нарбута (1886—1920). Учёба и творческая деятельность в этот период были затруднены революционными событиями и Гражданской войной в России.

Начав профессиональную работу в 1921 году, Пожарский в 1923 переехал в Петроград, где вскоре обрёл репутацию одного из самых интересных и плодовитых мастеров книжной обложки.

Первые работы Пожарского были выдержаны в русле петроградской школы, продолжавшей традиции «Мира искусства». В дальнейшем мастер расширил круг изобразительных средств, освоив гравюру на дереве.

После начала Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады, в 1942, Пожарский переехал из Ленинграда в Москву, где снова быстро завоевал своим творчеством известность и авторитет.

Его работы конца 1940-х и 1950-х годов особо примечательны сочинённым им рукописным «романтическим» шрифтом. Этот эффектный, стремительный, украшенный росчерками и завитками шрифт очень удачно вязался с книгами на историческую тему, которые тогда чаще всего оформлял художник:

  • «Лунный камень» У. Коллинза, 1947;
  • Избранное Р.-Л. Стивенсона, 1956;
  • Собрание сочинений Майна Рида, 1956.

В 1960-х годах Пожарский наряду с молодыми художниками принял самое активное участие в обновлении книжного искусства. Он выработал новый, очень специфический рукописный шрифт, успешно применявшийся им в книгах разного содержания. Мастер также очень оригинально формировал сам комплекс книжного ансамбля, своеобразно соединяя шрифт, изображение и орнамент:

  • «Ледовая книга» Юхана Смуула, 1969;
  • «Драматические произведения Козьмы Пруткова», 1969;
  • «Чудесные приключения Жоана Смельчака» Ж.-Г. Феррейры, 1970, издано в 1971.

Награды

Награждён золотой медалью Академии Художеств и дипломами Всесоюзных выставок искусства книги.

Некоторые из оформленных книг

  • Коган М. С. История шахматной игры в России / Предисл. И. Л. Рабиновича; Обложка художника С. М. Пожарского.. — Л.: Рабочее издательство «Прибой», 1927. — 260 с. — 4 000 экз.
  • Ашукин Н. Москва в жизни и творчестве А. С. Пушкина / Обложка и титул художника С. Пожарского.. — М.: Московский рабочий, 1949. — 224, [2] с. — 30 000 экз.
  • Иванова Т. Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова: 1827—1832 / Под общ. ред. проф. Н. Л. Бродского; Художник С. Пожарский.. — М.: Московский рабочий, 1950. — 192, [22] с. — 30 000 экз.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ