Поликарпов, Николай Николаевич: биография
Последние годы
В 1939 году был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода П. А. Воронин и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе М. И. Гуревича) и организовали новый опытный конструкторский отдел, а по сути — новое КБ, под руководством Артёма Микояна. Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности на утверждение перед своей поездкой в Германию. Затем в старом ангаре на окраине Ходынки на бывшей территории ОЭЛИД ЦАГИ для Поликарпова был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ (в настоящее время — ОКБ и опытный завод имени Сухого, которому производство было передано в 1953 году). На этом небольшом (по сравнению с предыдущим) заводе, а также в сложных условиях эвакуации, были созданы истребители И-185, ИТП, ТИС (каждый в нескольких вариантах), боевой десантный планер (БДП, МП), ночной бомбардировщик НБ и начата целая серия проектов, не оконченных в связи со смертью Поликарпова.
В акте по результатам государственных испытаний истребителя И-185 М-71 «эталон для серии» от 29 января 1943 года, утвержденном главным инженером ВВС РККА генерал-лейтенантом А. К. Репиным, самолёт Поликарпова назван «лучшим современным истребителем».. За этот самолёт в марте 1943 года Поликарпову была присуждена Сталинская премия I степени.
После смерти Поликарпова его КБ возглавил В. Н. Челомей, которому поручили разработку крылатых ракет.
Завершение карьеры и кончина
С 1943 года одновременно с работой в ОКБ — профессор и заведующий кафедрой проектирования самолетов Московского авиационного института.
Умер 30 июля 1944 году от рака желудка. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Интересные факты
В авиационных кругах Поликарпова называли «королём истребителей»: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами.
Награды
- Герой Социалистического Труда (28.10.1940).
- Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку конструкций самолётов
- Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца боевого самолёта («И-185»)
- два ордена Ленина (1935; 1940)
- орден Красной Звезды (1937)
Память
- На территории «ОКБ Сухого» создан мемориал, посвященный Николаю Николаевичу Поликарпову, где ему установлен памятник.
- На доме, где жил Поликарпов (Малый Патриарший переулок, 5), и на здании Московского авиационного института — установлены мемориальные доски.
- На родине конструктора в Орле установлен памятник, где Поликарпов сидит на табурете и держит в руке модель самолёта, под табуреткой лежат чертежи самолета. Памятник установлен в одноимённом сквере, располагающемся по соседству с Технологическим институтом Госуниверситета.
- Памятники Поликарпову установлены также в Москве и Ливнах Орловской области.
- В селе Калинино (бывшее Георгиевское) Орловской области создан мемориал и музей Поликарпова.
- Технологическому институту ГУ-УНПК (бывший машиностроительный техникум при политехническом институте) присвоено имя Поликарпова.
- Его именем назван пик на Памире, площадь и улица в Орле, улицы в Москве (Улица Поликарпова, с 1967 года) и Ливнах.
- Аллея в Санкт-Петербурге, в Приморском районе.
- В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный конструктору.
- Мемориальная доска в Главном здании СПбГПУ
Самолёты Поликарпова
С самолёта Р-1 выросла авиапромышленность СССР. Вплоть до 1930 года Р-1 являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР. В 1928 под руководством Поликарпова был создан учебно-тренировочный самолет У-2, ставший впоследствии одним из самых массовых и долго эксплуатируемых самолетов мира. Руководил созданием истребителей Поликарпов И-15 (1933), И-16 (1933), И-153 («Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 1938—1944 сконструированы опытные военные самолёты И-180, И-185, ИТП, И-190, ТИС и другие. На самолётах Поликарпова совершён ряд дальних перелётов, установлен мировой рекорд высоты.
Среди конструкторов и инженеров, работавших под его руководством — В. К. Таиров, Д. Л. Томашевич, А. И. Микоян, М. И. Гуревич, М. К. Янгель.
Р-1 | По-2 (У-2) | И-15 |
И-16 | И-153 | И-185 |
Литература
- Иванов В. П. «Авиаконструктор Н.Н. Поликарпов». — СПб.: Политехника, 1995. — 223 с. — ISBN 5-7325-0085-5.
- под общ. ред. А. П. Олейниковой. «Николай Николаевич Поликарпов» (книга-альбом к 110-й годовщине со дня рождения авиаконструктора). — Орел: Орловская государственная телерадиовещательная компания, 2002. — 291 с. — ISBN 5-86615-018-2.
- Иванов В. П. «Самолеты Н.Н. Поликарпова». — М.: «Русское авиационное общество» (РУСАВИА), 2004. — 432 с. — 1500 экз. — ISBN 5-900078-25-6.
- Иванов В. П. «Неизвестный Поликарпов». — М.: В.П. Иванов 2009, «Яуза», «ЭКСМО», 2009. — 864 с. — (Война и мы. Авиаконструкторы). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-34759-9.
- Маслов М.А. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова. — М.: «Яуза», «ЭКСМО», 2009. — 592 с. — (Война и мы. Советская авиация). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-30998-6.
- Коршунов А. Как работалось Н.Н.Поликарпову в советском авиапроме.//Легенды и мифы отечественной авиации/ Сборник статей. Редактор-составитель А.А. Дёмин. Выпуск 3. сс. 85-108. — М.: Фонд содействия авиации "Русские Витязи", 2011. — 288 с. — 1200 экз. — ISBN 9785-903389-45-2.