Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Польский, Михаил Афанасьевич

Польский, Михаил Афанасьевич

Литературоведы

священнослужитель Русской православной церкви заграницей, протопресвитер; публицист, богослов


Михаил Афанасьевич Польский (6 (18) ноября 1891, станица Новотроицкая, Лабинский отдел, Кубанская область — 21 мая 1960, Сан-Франциско, Калифорния) — священнослужитель Русской православной церкви заграницей, протопресвитер; публицист, богослов.

Биография

Родился 6 ноября 1891 года в семье псаломщика. В 1914 году окончил Ставропольскую духовную семинарию.

В 1918 года был назначен уездным противосектантским миссионером (Ставропольская епархия).

29 июля 1920 года рукоположён в сан диакона, а 1 августа того же года — рукоположён во иерея. Служил в клире Петропавловской церкви у Преображенской заставы в Москве.

В 1921 году поступил в нелегальную Московскую духовную академию (занятия проходили частным образом у профессоров), которая вскоре была закрыта.

7 мая 1922 года сослужил Патриарху Тихону в храме села Богородского под Москвой. Это была последняя литургия до его ареста.

За борьбу с обновленчеством в 1923 года арестован и четыре с половиной месяца провел в московской Бутырской тюрьме. Затем отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В лагере работал сетевязальщиком и рыбаком на Филимоновой тоне вместе с архиепископом Иларионом (Троицким). Подробности ареста и пребывания на Соловках были описаны в его «Очерке бежавшего из России священника».

В 1926 года вышел на свободу. 20 декабря 1926 года приговорён к трём годам ссылки в Коми автономную область по статье 58-13 Уголовного кодекса РСФСР. Отбывал наказание в Усть-Сысольске.

Не признал «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года и впоследствии от него отделился. Служил как катакомбный священник, имея антиминс от епископа Платона (Руднева).

В конце 1929 году бежал из ссылки в Коми. В 1930 году прожил несколько месяцев в Москве на нелегальном положении, был тесно с московскими иосифлянами, посетил в Дивеевом монастыре священника Павла Боротинского, а затем при содействии иосифлянина архитектора Владимира Максимова навсегда покинул СССР. В марте того же года нелегально он преодолел советско-персидскую границу. При побеге из России взял с собой сведения о пострадавших священнослужителях Русской православной церкви, которые позднее использовал в своих сочинениях.

В октябре того же года прибыл в Палестину в Русскую духовную миссию, бывшую тогда под контролем Архиерейского синода Русской церкви; служил в одном из заиорданских монастырей Русской духовной миссии в Святой Земле.

В 1931 году в Иерусалиме напечатал труд «Положение Церкви в Советской России. Очерк бежавшего из России священника». Иван Ильин, посвятивший немало строк его книге, писал об отце Михаиле и его труде: «Его разрывающая душу искренность, поразительная ясность его взглядов, касающихся суждений о православной церкви и её путях, его неброское религиозное мужество, его описание церковной борьбы — стоят того, чтобы довериться его слову».

С 1934 года был настоятелем общины Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в Бейруте.

28 апреля 1935 года возведён в сан протоиерея.

Был участником II Всезарубежного церковного собора в 1938 году; прочитанный им доклад «О духовном состоянии Русского народа под властью безбожников» был издан отдельно в Соборных деяниях (Белград, 1938).

В 1938 году переехал в Великобританию, где до 1948 года был настоятелем прихода в Лондоне в юрисдикции РПЦЗ.

В 1948 году переехал в США, причислен к кафедральному собору во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. 14 декабря того же года возведён в сан протопресвитера.

На «Лос-Анджелесском процессе» (1948—1949) — судебном споре об имуществе Преображенской церкви в Лос-Анджелесе — успешно выступал как эксперт-канонист, отстаивая позиции РПЦЗ от посягательств «Северо-Американской митрополии», возглавляемой тогда митрополитом Феофилом (Пашковским). Обстоятельства этого дела описал в работе «Американская митрополия и дело Лос-Анджелесского прихода», изданной в Джорданвилле в 1952 году.

В 1948 году вышел его труд «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей», в котором он доказывал каноничность Русской православной церкви заграницей и неканоничность Московской патриархии после Декларации митрополита Сергия 1927 года. Ответ на неё последовал в 1960 году изданием в Париже работы Сергея Троицкого «О неправде Карловацкого раскола. Разбор книги прот. М. Польского „Каноническое положение Высшей Церковной власти в СССР и заграницей“». Начиная разбор книги, Троицкий подчеркнул, что она «является самой подробной апологией Карловацкого раскола, пользуется у карловчан-„анастасиевцев“ большим авторитетом, как своего рода их „символическая книга“».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ