Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Пономарёв, Яков Александрович: биография

Тогда Пономарёв изменил порядок задач и выяснил, что если сначала давать основную задачу, потом — задачу-подсказку, а затем снова основную задачу, то многим это помогает найти ответ. Пономарёв объясняет это тем, что «пока испытуемый не исчерпал неадекватные приёмы решения, его поиск не выходит за рамки избранного им ограничения».

Варьируя различные факторы при предъявлении задач в порядке основная задача задача-подсказка основная задача, Пономарёв установил следующее.

  • Если прерывать первоначальные попытки решения основной задачи в самом их начале, задача-подсказка не помогает; если прерывать эти попытки примерно в середине поиска, задача-подсказка помогает примерно половине решающих; наибольшему числу людей задача-подсказка помогает, если первоначальные попытки решения прерываются во второй половине поиска. Если первоначальные попытки решения основной задачи не прерываются и решающий приходит к выводу, что задача нерешаема, то задача-подсказка не помогает.
  • Чем сложнее задача-подсказка, её существенное для её собственного решения содержание, тем меньше она помогает решить основную задачу. «В подлинном научном творчестве это должно означать, что интуитивное решение тем вероятнее, чем менее содержательна прямая цель действия, в котором исследователь наталкивается на побочный продукт, объективно содержащий в себе ключ к решению».
  • Если задача-подсказка знакома решающему и действия, ведущие к её решению, совершаются автоматически (например, как в одном из экспериментов, если решающий умел играть в «хальму» до эксперимента), она помогает меньше.

Библиография

  • Пономарёв Я. А. Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. Автореферат диссертации га соискание учёной степени кандидата педагогических наук (по психологии), М., 1958.
  • Пономарёв Я. А. Психология творческого мышления. М. 1960.
  • Пономарёв Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., Просвещение, 1967
  • Пономарёв Я. А. Психика и интуиция. М., Политиздат, 1967.
  • Пономарёв Я. А. Проблемы психологии творчества. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук, М., 1972.
  • Пономарёв Я. А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
  • Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.
  • Пономарев Я. А. (ред.) Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения. Сборник *научных трудов. Новосибирск, НГУ, 1979.
  • Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.
  • Пономарев Я. А. (ред.). Исследование проблем психологии творчества. Сборник статей. М., Наука, 1983.
  • Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Итоги и перспективы развития психологии творчества // Психологический журнал. Т. 9. № 4. 1988.
  • Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова. М., 1988.
  • Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.
  • Пономарёв Я. А. Психология творения. Воронеж, 1999.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ