Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бальхозин, Игорь Борисович

Бальхозин, Игорь Борисович

Театр

09 августа 1913 - 13 мая 1988

художник-декоратор Русского театра драмы в Алма-Ате, оформивший за это время только в этом театре 171 спектакль


Игорь Борисович Бальхозин (9 августа 1913, Вятка — 13 мая 1988, Алма-Ата) — русский и казахский художник; член Союза художников Казахстана — председатель театральной секции; на протяжении более 50 лет, с 1934 по 1986 годы, — художник-декоратор Русского театра драмы в Алма-Ате, оформивший за это время только в этом театре 171 спектакль. Художник часто участвовал в постановках и других театров, а также в выставках Союза художников Казахской ССР.

«Своим творчеством И. Б. Бальхозин способствовал развитию театрально-декорационного искусства республики», — говорится в казахском календаре на 2012 год, — как и в советских энциклопедиях, изданных ещё при его жизни.

Биография

Отец Бальхозина, Борис Петрович, — по образованию инженер, — был предприимчивым и энергичным наследником весьма респектабельной и обеспеченной семьи торговцев фарфором в Вятке. Их вяткинский дом 1878 года постройки, — двухэтажный купеческий «Дом Бальхозиных», — является известным городским архитектурным памятником.

Родной дядя Бальхозина, Леонид, был, наоборот, бессребренником, изобретателем-самоучкой и пламенным социалистом. После революции дядю-революционера, смастерившего действующую модель паровоза, охотно взяли преподавателем труда в местное Коммерческое училище, известное даже в соседних губерниях своими передовыми методиками и учебно-материальной базой. В это училище, превращённое при новой советской власти в «среднюю школу I и II ступеней», и поступил его маленький племянник, Игорь.

Преподавательский состав в училище был, в основном, ещё дореволюционный. Рисование преподавал Алексей Иванович Столбов, — пожалуй, самый известный тогда в Вятке художник. Помимо преподавания в школе, А. И. Столбов был одним из организаторов Вятского отделения «Ассоциации революционных художников» (АХР, 1928), а также членом многих городских и областных «выставкомов», с определёнными связями.

Несомненно, именно А. И. Столбов позаботился о том, чтобы в 1931-м году его 17-летний талантливый ученик Бальхозин принял участие в межобластной выставке АХР. Было ли дальнейшее следствием удачной выставки, известности семьи, влияния учителя или его собственной счастливой звезды, но в том же году, едва окончив школу, Бальхозин устраивается сразу художником-декоратором в местный театр. Через год Бальхозин уже перевёлся в областной театр по-соседству, в Вологду. Остаётся только восхищаться способностями юного художника, — ведь другого образования, кроме школьного, будущий заслуженный деятель искусств Казахстана так и не получил.

В послереволюционной Вятке ходили упорные слухи о «бальхозинских миллионах», — многие были уверены, что Бальхозины, отец Борис Петрович и его мать Анна Николаевна, очень состоятельны. Во время «раскулачивания» большевики их арестовали. О том, что в действительности произошло, можно только догадываться, но вскоре Бальхозиных отпустили, и в 1934 году отец и сын поспешили переехать в Алма-Ату. Где 20-летний И. Б. Бальхозин, имевший уже три года стажа, быстро устроился художником-оформителем в Русский драматический театр, с которым оказалась связана почти вся его творческая судьба.

1930-е-1950-е — время неимоверного национального подъёма в Казахстане, время молодых и беззаветных тружеников, смело бравшихся строить республику почти с нуля. Эта эпоха дала Казахстану целую плеяду выдающихся учёных и деятелей различных искусств, заложивших основы последующего казахского образования, науки и культуры. Одним из них и стал практически самоучка Игорь Борисович Бальхозин, вместе с другими художниками незаметно поднимавший театрально-декорационное искусство в казахских театрах на высокий, «столичный» уровень.

Диапазон задач, которые решал Бальхозин за свои 50 лет работы художником в театре, охватывает почти все театральные жанры и почти все стили, допускавшиеся в то время в рамках «социального реализма», — от детской сказки до «сатиры на капиталистический строй», от классических трагедий и драм до современных мюзиклов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ