Сигэру Бан (яп. ), англ. Shigeru Ban; род. 5 августа 1957) — японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии за 2014 год. В своих работах он использует нетрадиционные материалы, такие как бамбук, ткань, бумага и пластик.
Биография
Молодые годы и начало карьеры
Сигэру Бан родился 5 августа 1957 года в Токио. Его отец работал в компании Toyota и был бизнесменом, а мать — дизайнером одежды. Уже в девятом классе он собрал модель своего первого дома, решив, что станет архитектором. Позже, Сигэру Бан стал посещать подготовительные курсы для поступления в Токийский университет искусств, где научился моделировать из бумаги, бамбука и дерева. Тогда же он натолкнулся на статью об американском архитекторе Джоне Хейдуке. В 1980 году окончил Архитектурный институт Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Неосуществленные проекты Хейдука так вдохновили Бана, что он решил уехать учиться в Архитектурную школу Купер-юнион в Нью-Йорке. Его руководителем и вдохновителем стал Джон Хейдук, самый креативный член творческой группы New York Five. Во время учёбы Бан работал в мастерской у Араты Исодзаки. Получив диплом архитектора в 1984 году, Сигэру вернулся в Токио, и организовал собственное бюро «Shigeru Ban Architects». С 1993 года преподавал архитектуру в университетах Тамы, Иокагамы, Нихона. Вел реальное проектирование и одновременно экспериментировал. В 1997 году его признали лучшим молодым архитектором года в Японии.
Работы и творческий стиль
Сигэру Бан стал известным благодаря своим проектам быстровозводимого дешёвого жилья для оставшихся без крова, для создания которого зачастую использовались бумага и картон. Первый проект такого жилья Бан разработал в 1994 году для лагерей беженцев в Руанде по собственной технологии: линолеум, ткани и упаковочный целлофан накатывают на крепкие трубы из картона, по форме напоминающие бревна, и с помощью степлера и скотча из них строят здания. После поездки в Руанду, он обратился к верховному комиссару ООН по делам беженцев, и предложил ему этот проект. Позже Бан использовал этот опыт для создания убежищ для пострадавших от землетрясения, произошедшего в городе Кобе в 1995 году. Там по его проекту была построена картонная католическая церковь, простоявшая десять лет, а позже перевезённная на корабле в округ Нантоу на Тайвань, где она стала местом молитвы по жертвам землетрясений. Проекты Бана использовались также в районах стихийных бедствий в Турции, Индии и на Гаити. В число других наиболее известных проектов Бана входят павильон Японии на всемирной выставке Expo 2000 в Ганновере, Кочующий музей, филиал Центра Помпиду в городе Мец, во Франции и «Нагой дом» в Сайтаме, в Японии.
Кочующий музей был спроектирован из картонных труб и 148 стандартных контейнеров, для передвижной выставки «Пепел и снег» Грегори Колберта. Здание было вдохновлено пространством венецианского Арсенала, где выставка была показана впервые в 2002 году. Также, музей останавливался в Нью-Йорке в 2005, в Санта-Монике (Калифорния) в 2006, в Токио в 2007 и в Мехико в 2008.
Японский павильон был сделан из картона, изготовленного на базе вторсырья. Сотни спрессованных из бумаги трубок, связанных канатами, образовали каркас здания с тремя куполами, покрытого специальной водонепроницаемой японской бумагой в 72 метра высотой и 35 шириной. Через бумажную мембрану в пространство павильона проникал дневной свет, в увитых зеленью беседках располагались мультимедийные презентации экологичных проектов. Здание передавало утончённую и аскетичную атмосферу, характерную для синтоистского культового здания. После закрытия все сооружение планировалось переработать в школьные тетради.
В 2007 году по его проекту был построен пешеходный мост из бумаги через реку Гардон на юге Франции в восьмистах метрах от Пон дю Гар — самого крупного римского виадука, сохранившегося до наших дней. Мост выполнен из 281 картонной трубы диаметром в 11,5 см каждая с толщиной стенок в 11,9 мм. Ступеньки сделаны из переработанного бумажного и пластмассового вторсырья, а фундаментом послужили заполненные песком деревянные ящики. Вес бумажного моста составлял 7,5 тонны, и он способен был выдержать 20 человек одновременно. Мост работал шесть недель, после чего был демонтирован.