Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рабинович, Иосиф Давидович

Рабинович, Иосиф Давидович

Литературоведы

23 сентября 1837 - 17 мая 1899

еврейский публицист и общественный деятель, протестантский проповедник, основатель первой в России общины т


Иосиф Давидович Рабинович (11 (23) сентября 1837, Резина, Сорокский уезд, Бессарабская область, Российская Империя — 17 мая 1899, Кишинёв, Бессарабская губерния, Российская Империя) — еврейский публицист и общественный деятель, протестантский проповедник, основатель первой в России общины т. н. иудео-христиан.

Биография

Детские годы

Иосиф Рабинович родился в 1837 году в бессарабском местечке Резина, расположенном на правом берегу Днестра (ныне районный центр Резинского района Республики Молдова). Его отец, Давид Эфроимович, был внуком оргеевского раввина Вольфа Рабиновича. Мать, Эстер-Сара, происходила из резинской хасидской семьи.

В раннем детстве, после смерти матери, Иосиф Рабинович поселился в доме своего деда по материнской линии реб Нуты (ученика хасидского цадика, ребе Янкл-Шимшн из Шепетовки). В доме деда он получил религиозное воспитание, изучая Мишну, Гемару, комментарии Раши, и, как и дед, стал хасидом рашковского ребе — реб Зёмы (Залмена Иосифовича) Рашкевера. В 1848 году в возрасте 11 лет Рабинович покинул Резину и поселился в доме своей бабушки (по отцовской линии) Ривке в Оргееве. Здесь он продолжил обучение у частного учителя Иосифа Кивовича — последователя бершадского хасидского цадика реб Рефула, и занялся изучением средневекового еврейского мистицизма (Каббалы).

Когда ему было 16 лет, Рабинович увлёкся современной светской художественной литературой, главным образом на древнееврейском языке. Христианством Рабинович впервые заинтересовался, когда его приятель — Ихил-Цви (Меерович) Гершензон, слывший в городе вольнодумцем — подарил ему изданный в Лондоне и привезённый им из Кишинёва древнееврейский перевод Нового Завета. Книга произвела на Рабиновича такое впечатление, что он решил отойти от хасидиского мистицизма, уединиться в доме отца в местечке Машковцы Оргеевского уезда и целиком посвятить себя изучению еврейской философии, в первую очередь Маймонида. После женитьбы на Голде Гольденберг в 1856 году, Рабинович вновь поселился в Оргееве, в доме своего тестя Даниэла Гольденберга, возобновил общение с Гершензоном и на полученные в приданое 500 рублей открыл небольшую торговую лавку.

В еврейской публицистике

В 1859 году город постиг пожар, уничтоживший 66 хозяйств и семья Рабиновича осталась без средств к существованию. Будучи неплохо подготовленным в области юриспруденции, И. Д. Рабинович занялся правовой практикой, вскоре начав печататься в древнееврейской прессе и в первую очередь в одесском издании А. O. Цедербаума «гаМелиц» — первой древнееврейской газете в России (1860). В это же время Рабинович открыл в Оргееве талмудтору (общинную начальную школу) и стал членом «Общества по распространению просвещения среди евреев в России». Собрав необходимые средства, в 1866 году он открыл крупное предприятие по оптовой торговле чаем и сахаром по всему Оргеевскому уезду, в 1869 году был избран (единственным евреем) в оргеевский уездный совет. Однако после насилия над евреями в Одессе, Рабинович разочаровался в возможностях просветительского движения и эмансипации. Продав своё дело и собственность в Оргееве, 9 ноября 1871 года И. Д. Рабинович с женой, четырьмя дочерьми и сыном (который уже к тому времени учился в кишинёвской гимназии) переехал в Кишинёв, купил участок земли и в 1873 году выстроил на нём дом. На духовное состояние Рабиновича в это время повлияла также смерть младшей дочери в результате эпидемии холеры в 1872 году.

В это время Александр Цедербаум перевёл газету «гаМелиц» из Одессы в Санкт-Петербург, предложив Рабиновичу стать постоянным корреспондентом издания в Кишинёве. В 1878 году Рабинович выступал в печати со статьями об улучшении положения раввината и еврейского образования (как необходимых условиях для улучшения благосостояния всего еврейского народа), написанными с позиций движения еврейского просвещения (Хаскала); в статье (памфлете) «Сабри маранан верабанан» в газете «hаБокер Ор» (Утренний свет) призывал к всеобщему привлечению евреев с ранних лет к земледельческому труду. Вместе с доктором Левинтоном он создал городское общество по вспомоществлению еврейской бедноте в обработке земли, занимался улучшением условий синагогальной службы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ