Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Расизаде, Алирза Абдуллаевич

Расизаде, Алирза Абдуллаевич

Литературоведы

28 сентября 1884 - 30 ноября 1923

азербайджанский просветитель, памфлетист, публицист марксизма и активный участник процесса советизации Закавказья, политический и государственный деятель периода образования Азербайджанской ССР и Нахичеванской АССР


Алирза Расизаде (1884—1923) — азербайджанский просветитель, памфлетист, публицист марксизма и активный участник процесса советизации Закавказья, политический и государственный деятель периода образования Азербайджанской ССР и Нахичеванской АССР. Брат азербайджанского поэта и драматурга Гусейна Джавида Расизаде.

Ранние годы

Алирза Расизаде родился в 1884 году в городе Нахичевань-на-Араксе в семье священнослужителя гаджи-моллы Абдуллы Раси-заде (первого носителя этой фамилии). В 1877 году гаджи-молла Абдулла переехал из родного селения Шахтахты в город Нахичевань, где у него родились трое сыновей — основателей известного нахичеванского рода Расизаде, давшего Азербайджану ряд выдающихся личностей, в том числе великого драматурга Гусейнa Джавида и премьер-министра Артура Расизаде. Алирза был младшим из трёх братьев Расизаде, которые отождествлялись в азербайджанской литературе как с тремя направлениями развития общественно-политической мысли, так и с тремя течениями в эволюции национальной культуры, поскольку старший из них (шейх Мухаммед) получил персидское образование в Тегеране, средний (Гусейн-Джавид) — турецкое в Константинополе, а младший (Алирза) — русское в Горийской семинарии, что и предопределило их мировоззрение. Соответственно сложились и сложные взаимоотношения этих трёх братьев, представлявших собою три классовые идеологии в азербайджанском обществе ХХ века: исламского духовенства (шейх Мухаммед), национальной буржуазии (Гусейн-Джавид) и социальной справедливости (Алирза Расизаде).

В городе Нахичевани учителем Алирзы (в прямом и переносном смысле этого слова) был выдающийся азербайджанский сатирик Джалил Мамедкули-заде, который научил его на конкретных примерах окружающей действительности критически воспринимать устоявшиеся мусульманские традиции, обычаи и образ жизни, господствовавшие в тогдашнем азербайджанском обществе. В то время как Алирза, под влиянием Мамедкули-заде, подвергал беспощадной критике устройство и понятия окружающего мусульманского общества, его братья, учившиеся в Персии и Турции, шли иным путём: шейх Мухаммед, отучившийся в тегеранском медресе, как раз возглавлял местную мусульманскую общину, а Гусейн Джавид, учившийся в Константинополе, проповедовал идеи панисламизма и пантюркизма. Это не могло не приводить к постоянным идеологическим стычкам, словесным перепалкам и раздорам в отцовском доме, a в итоге к отчуждённости между тремя братъями Расизаде: Алирза обличал мракобесие мусульманщины в то время, как его родной брат возглавлял мусульманскую общину, и звал к европеизации через русскую культуру в то время, как другой его брат воспевал панисламизм и пантюркизм.

По совету Мамедкули-заде (который сам окончил её в 1887 году), Алирза поступил в 1900 году в Закавказскую учительскую семинарию в грузинском городе Гори, которую закончил в 1905 году. В этом специализированном для местных народов государственном учебном заведении Российской империи, действовавшем с 1876 по 1917 год, основное внимание уделялось изучению русского языка, истории и литературы, европейской культуры, христианской цивилизации, классической мировой литературы и философии, а главное — прививалась верность русскому владычеству в таком неустойчивом регионе, каковым был Кавказ. Эту великорусскую идеологию они были призваны нести далее в национальные массы. В Горийской семинарии Алирза знакомится с целой плеядой азербайджанской интеллигенции, ставшей авангардом небывалого культурного всплеска начала XX века. Однако более привлекательным для него оказался местный марксистский кружок, который не разделялся по национальным признакам и включал революционно настроенных представителей всех народов Кавказа. Там он познакомился со многими будущими участниками установления советской власти в Закавказье и руководящими кадрами Закфедерации.

Революционная деятельность

Сразу по окончании Горийской семинарии Алирза едет в Баку, надеясь начать там карьеру в период первого бакинского нефтяного бума. Однако обстоятельства в тот год сложились так, что он принимает деятельное участие в организации там революции 1905—1907 годов. В этих условиях Алирза близко знакомится практически со всеми членами Бакинской секции РСДРП (где ему была присвоена партийная кличка Кантор), в том числе с будущими комиссарами Бакинской Коммуны 1918 года и будущими членами Азревкома, захватившего власть в 1920 году. После поражения первой русской революции (и неудачного начала бакинской карьеры) Алирза возвращается в родной город Нахичевань, где работает школьным учителем русского языка и литературы до следующей русской революции 1917 года. Здесь же он женился в 1915 году на юной Сакине Мамедовой (15 лет) и на следующий год у них родился сын Шамиль.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ