Рихард Рети (чеш. Richard Rti; 28 мая 1889, Пезинок близ Братиславы — 6 июня 1929, Прага) — чехословацкий шахматист, гроссмейстер, шахматный композитор и теоретик, журналист.
Биография
Рихард Рети родился 28 мая 1889 года в еврейской семье в городке Пезинок, недалеко от Братиславы, носившей тогда название Прессбург. Город находился на территории Австро-Венгрии, отошедшей после Трианонского договора (вступил в силу 26 июля 1921) к Чехословакии. Его брат Рудольф (1885—1957) — музыковед и пианист.
Среднее и высшее образование получил в Вене, окончив Венский университет. Там же в 1908 году дебютировал на международном турнире, где выступил неудачно, заняв последнее место, однако в том же году убедительно выиграл Требич-турнир. В 1909—1914 завоевал ряд призовых мест на турнирах в Аббации, Вене, Будапеште, Маннгейме, а настоящий творческий расцвет Рети наступил после окончания Первой мировой войны: с 1918 по 1929 год шахматист участвовал в нескольких десятках турниров, и в девяти из них занимал первые места. На первой в истории шахматной олимпиаде в 1927 году, проводившейся в Лондоне, Рети возглавлял команду Чехословакии, занявшую высокое пятое место.
Член символического клуба Михаила Чигорина (победителей чемпионов мира) с 22 марта 1924 года.
Рети вёл активную шахматно-профессиональную деятельность, участвовал в турнирах и матчах, неоднократно давал сеансы одновременной игры (в том числе вслепую — 7 февраля 1925 года в Сан-Паулу гроссмейстер сыграл, не глядя на доску, одновременно 29 партий; +20 2 =7), поставив мировой рекорд (рекорд побит Александром Алехиным в 1933 году). Он также имеет большое значение как теоретик, один из основоположников идей гипермодернизма, изобретатель дебюта Рети (1. Кf3 d5 2.с4). Значительно его наследие в области шахматной композиции — ряд произведений, среди которых выделяется знаменитый этюд, в котором был применён манёвр, получивший впоследствии имя композитора и неоднократно использовавшийся этюдистами последующих поколений.
В возрасте 40 лет Рети заболел скарлатиной в тяжёлой форме и скончался. Похоронен в Вене. С 1949 года в Чехословакии проводятся турниры памяти Рети.
Примечательные партии
Вена, 1910 Защита Каро-Канн
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
1.e4 c6 2.d4 d5 3.Kc3 de 4.K:e4 Kf6 5.Фd3 e5 6.de Фa5+ 7.Cd2 Ф:е5 8.0-0-0 К:е4 (см. диаграмму) 9.Фd8+!! Кр:d8 10.Cg5++! Крс7 11.Сd8#
Избранные этюды
Рихард Ретиa | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Один из самых известных в мире шахматных этюдов. На первый взгляд кажется, что задание невыполнимо: догнать чёрную пешку белым королём не представляется возможным (1. Крh7 h4 2. Крh6 h3 и т. д.); чёрный же король может легко задержать белую пешку, если та двинется вперёд.
Однако белый король совершает весьма неожиданный и парадоксальный манёвр: 1. Крg7! h4 2. Крf6 Крb6 (после 2…h3 3. Крe7 h2 4. c7 Крb7 5. Крd7 пешки становятся ферзями одновременно) 3. Крe5! Теперь после 3…Кр:c6 4. Крf4 белый король попадает в квадрат пешки и задерживает её, а если 3…h3, то после 4. Крd6 вновь пешки одновременно проходят в ферзи, в обоих случаях — ничья. Этот этюд произвёл сильное впечатление на современников, а осуществлённый в нём манёвр короля получил название «манёвр Рети» и затем неоднократно применялся другими авторами.